Ниловка — Барун-Хандагай. Июль 2012. 12 перевалов за 12 дней

Нитка маршрута:

п. Нилова Пустынь — Сухое русло — пер. Шумакский (1А), — оз. Ногон-Нурпер. Пестрый, первопроход (1А) — пер. Лисий Хвост (1Б) — пер. Летучая Мышь (1Б) — р. Правый Шумакпер. Рекорд (1Б) — р. Елоты-Харагунпер. Хитрый (2А) — пер. Иркутянин (н/к) и пик Стрельникова (радиально) — р. Ганга-Хайрымпер. Апофеоз (1Б) — р. Хурай-Хайрпер. Амфитеатр (2А) — р. Правая Билюты — пер. Мойгота (1Б) — траверсом пер. Мираж, — пер. Ленивых Туристовпер. Аэлита (1А) — пер. Неожиданный (2А)(первопроход,только с одной стороны) — пер. Вредный, первопроход (2А) — пер. Снежный (1Б) — р. Барун-Хандагайп. Аршан.

Схема в гугле

Участники:

Слава
Галя
Сергей В

Предыстория.

Еще в начале весны мне вдруг позвонил Слава, и предложил сходить вместе в Саяны летом. Предложение было неожиданным, но еще более соблазнительным для меня. Все же, то что мы до сих пор ходили, было весьма попсовыми маршрутами, почти все по тропам, по простым перевалам, и в не особо быстром темпе. Этот же поход сулил массу возможностей увидеть Саяны во всем их разнообразии в максимально сжатые сроки. Получить и развить навыки прохождения весьма сложных препятствий, ну и просто побыть и пообщаться в интересной компании. В общем, я наверно и минуты не раздумывал, чтобы согласиться, даже еще не зная маршрута. Слава сказал — не сильно сложно, и я поверил. Потом к нам легко примкнула Галя. Она всегда открыта навстречу новому. Еще должен был пойти Валера, но в последний момент не получилось из-за работы. Так нас оказалось трое.

Сама идея у Славы как я понял зародилась давно. Ну и он сам наверно лучше и подробнее об этом расскажет, так же как и о технических подробностях. И несомненно представит массу отснятого по маршруту. Я же остановлюсь больше на личных впечатлениях, кратко упоминая лишь основные элементы нашего маршрута.

Подготовка началась за неделю до отъезда тренировочным восхождением на Братчанку по гребневому маршруту. Правда Слава решил маршрут несколько удлинить прохождением всего гребня от вершины Снежная и разнообразить под конец спуском с перевала Пеших Туристов. Тренировка получилась что надо. Успешное прохождение этого маршрута дало уверенность и нам и, надеюсь, и Славе в наших способностях по крайней мере держать себя в руках в относительно сложные моменты, да и на склоне тоже.

Раскладку делал Слава изначально довольно жесткую, как нам с Галей показалось, но в итоге отвалился Валера, когда многое уже было сложно уменьшить, да мы еще набрали по чуть-чуть нераскладочного. В итоге у меня рюкзак на выходе был примерно 31 кг. Многовато для быстрого и весьма длительного перемещения.

06 июля, 0 день. Заезд до Сухого Русла

Выезд из Иркутска примерно в 17-00. В 20-30 приехали в Аршан (останавливались поужинать). Перегрузились в предварительно заказанный Пашин Хайс. Паша — очень приятный, прямо какой-то интеллигентный бурят.
По дороге в Ниловку
Машина чистенькая, водит очень аккуратно. По дороге в Ниловку было красиво — остановились и сделали несколько кадров. Доехали до Сухуго русла, дальше Паша конечно не поехал. Заплатили 3 тыс. за заброску Аршан — Сухое Русло. Выгрузились и встали метрах в 200 за Сух. Руслом. Сразу залегли в палатку и ... спать почему то не сразу получилось, полежали, поболтали немного. Еще Галя спросила — а у нас в походе будет связь? — "Ты про какую спрашиваешь?" Посмеялись...

07 июля, 1 день. Сухое Русло — озеро перед пер. Шумакский (1А)

Встали часов в 8, выспались очень хорошо, утро было пасмурное. Позавтракали, собрались и в 9-30 вышли. Мимо нас к тому времени уже прошло несколько групп туристов, а может кто то из них ночевал немного дальше нас. Но догонять мы их стали уже сразу после “кабины”. Толпы народу, кто в чем, в основном в кедах. Огромные кастрюли привязаны кое-как к рюкзаку. Качается, бренчит, парнишки все какие-то в основном субтильные.

По тропе до озер
Подошли к границе леса
Усталость уже придавливает
По долине Эхе-Гера

У нас с Галей в рюкзаках довольно много нераскладочных запасов. Да и у Славы тоже кое-что, в том числе килограмма полтора сочных мандаринов, я успел ему невзначай подсунуть что поувесистее. Тяжеловато в общем, но пока мы бодрячком прем вверх. На озерах, у развилки троп — толпа, и мы с ними же. Наконец-то отдых и обед. Подустали уже. Часа полтора отдыхали пока наконец собрались и пошли. Тут уже начало “вставлять” понемногу. Впрочем народ все время догоняем. Запомнилась компания — несут на носилках парнишку, ребенка лет наверно 12. Люди верят в чудо источников, видимо это последний шанс поставить на ноги инвалида. Не представляю, как им тяжело. Мы же постепенно взбираемся на водораздел. Становится все труднее. Наконец мы на верху водораздельного гребешка. Участок спуска. Тут Слава срывает ревеня, жую его кочерыжку — оживаю, почти взлетаю. Кисленькое организм очень сильно радует. Правда — это все на спуске. Подъем к стоянкам на границе леса кажется почти убивает. Приваливаемся у ручья минут на 15. Встаем и сразу ощущение, что отдыха и не было. Наконец крутая часть подъема пройдена. Дальше чуть-чуть полегче. Но сил больше нет. Всю безлесую долину Эхе-Гера я уже плохо помню. Галя по-моему тоже уже не шибко скакала. Останавливаемся каждые 20-30 минут. Ручей — остановка — падаю, пью — как робот опять подъем — снова падаю и конца этому почти не видно. Точнее — уже давно видно где замыкается цирк, уже кажется рядом. Но это рядом никак не приходит к нам.

Коровы похоже тоже устают
Подходим к озеру, то есть к дому
впереди — Шумакский

Наконец где-то в 19-30 доходим до озера, которое не доходя, левее пер. Шумакский. Там и останавливаемся. Программа максимум не выполнена, не перевалили, но все же мы прошли немало. Ставим палатку, готовим первый ужин, наливаем по 50 и падаем. Правда засыпаем не скоро, болтаем со Славой, вспоминаем общих знакомых по универу, они есть оказывается. Галя тихо лежит, не возникает. Отрубаемся уже в полночь наверно.

08 июля. 2 день. пер. Шумакский(1А) — пер. Пестрый (п/пр)(1А) — пер. Лисий хвост(1Б)

Подъем в тумане в 8, завтрак, сборы и выход в 9-30. Сначала хотели резануть прямо под перевал, траверсом по куруму. Но быстро передумали — неудобно совсем. Немного сбросили высоту, обошли часть курума правее и скоро вышли на тропу. По пути встретили пару групп туристов, ночевавших под перевалом. Потом еще кого-то обогнали, но немного и на самом перевале догнали двух теток с собачкой. Запомнили потому что собака не дала спокойно посидеть, гавкала как заведенная. Пара минут на верху и — вниз. По пути кстати дождь таки начался, и тумана напустили. Ничего не видно в 30 метрах уже. Так весь спуск и прошли в тумане. Дошли до озер и прошли по перемычке между ними.

Прошло уже часа 3 с выхода, время по сути обеденное. Устроились с горелкой (у меня же был сверхнормативный небольшой баллон газа). Пока обедали на скорую руку — разъяснило, показались все перевалы вокруг.

Обед на озерах
Погода налаживается. показался Шумакский
Начинаем подъем на следующий перевал
На перевале Пестрый

Мы — вполне бодренькие, передохнули, зарядились и потопали дальше. А дальше у нас первый первопроход, правда совсем простой, перевал между двумя притоками Левого Шумака. Высота где-то 2650, набор высоты не очень большой. Крутизна — град 30-35, в основном трава и камни. Мне было удобно и рюкзак уже полегче стал, отъели кг полтора. Галя же подустала, не успела восстановиться видимо. Поднялась наверх и рухнула — поспала минут 15, пока Слава бегал вверх-вниз, снимая панорамы. Потом он вернулся и спросил — как назовем перевал? Там валялись такие красивые пестрые камушки, желтые в черную крапинку, я предложил — Пестрый. Возражений не было. Галя соорудила небольшой тур, это оказалось ее специализацией. Слава написал записку, все по-настоящему. Да и перевал — настоящий и логичный. Ну и пора вниз, отдохнули уже, а у нас еще сегодня дела. ...

Впереди — спуск по травке
А Слава пока делает панораму

Спустились полого по травке к ручью, там еще посидели, умылись, даже постирались чуток и дальше вниз. Там все полого и комфортно и силы пока были. Показался следующий перевал — Лисий Хвост. Он с этой стороны совсем простой и близко уже. Но перед ним ровная площадка, и рядом ручеек. Слава предложил — может тут и встанем? Место очень удобное и красивое, обзор отличный, закат и рассвет встретим. Но у нас с Галей какой-то спортивный зуд. Время то еще часов 5-6 всего. Перевал рядом, а что завтра? Может погода испортится. В общем Слава не стал сопротивляться и мы пошли дальше. Минут 40 подъема и мы на перевале. Слава убегает влево на верх, минут 20 и он на вершине, делает с нее круговую панораму. Быстрый спуск и он снова с нами. Галя тем временем меня чуть буквально не съела, аппетит у нее понимаете ли... Достали нераскладочную колбасу, порезали, всем полегчало..

Хорошая обзорная площадка перед Лисьим Хвостом
На перевале
Уже прохладно, пора спускаться

Начинаем спуск. Слава говорил что перевал — 1А. А не тут-то было, спуск довольно крутой и почти сразу участок льда. Часть мы прошли по промытой ручьем щели, а дальше — немного лазания, и весьма неприятного, с кулем по крайней мере. Я пролез с боольшим трудом и напряжением, и то благодаря Славиным подсказкам. А Гале совсем тяжело пришлось. Но Слава вовремя подстраховал и помог. В общем получили мы под этим Хвостом!

Спуск с Хвоста — ключевой участок
Стоянка у нас в жарках!

Дальше все было просто, но вымотались мы вдрызг уже. Слава повторил — надо было встать перед Хвостом. Но назад уже не вернешься. Я потом несколько раз вспоминал этот момент. С одной стороны было очень жаль хорошей порции упущенных красот. С другой — мы все же создали очень неплохой задел, и это нам потом здорово помогло.

Спускаемся в долину, быстро устраиваемся — уже все на автомате. Еще и 10 часов нет, а мы уже стучим ложками, наворачиваем по здоровой миске густого супа с мясом. Потом ложимся, беседуем. Тема невзначай уходит в сторону форума а потом и сайта. Хорошо что Галя не выдерживает и вовремя вырубает этот канал, а то уже первый час ночи.

09 июля. 3 день. пер. Летучая Мышь (1Б) — р. Правый Шумак — пер. Рекорд (1Б) — р. Елоты-Харагун

По плану у нас сегодня должен был быть еще один первопроход. Перевал между Левым и Правым Шумаком нигде не описан. Как обычно вышли в 9-30, сразу начался подъем по широкому осыпному кулуару, потом — вправо и прямо по склону на одно из понижений в гребне.

Подъем под перевал по сыпухе
На перевале Летучая Мышь
Еще один вариант перевала Летучая мышь — по рыжей сыпухе

В результате сразу вышли на перевал. Подъем в общем-то проблем не доставил. Слава тут же решил подняться по гребню повыше, сделать очередную круговую панораму. Мы с Галей увидели подобие тура, я там внутри пошарил, вытащил несколько камней, но ничего не обнаружил. Слава написал записку, перевал решили назвать чисто по географическому принципу — Лево-Правый, так как он разделяет долины Левого и Правого Шумака. Однако при попытке спрятать нашу записку Слава обнаружил таки маленькую баночку со старой запиской. Точнее — не такой и старой, всего лишь прошлогодней. Перевал имеет название — Летучая Мышь, категорию оценили в 1Б. Ну что же, отрицательный результат — тоже результат. Перевал никем не был описан, теперь о нем будет подробная информация. Спуск так же оказался не особо сложным. Погода — отличная, видно много и далеко. Впрочем внизу уже даже жарковато стало. Лично мне стало как-то тяжеловато идти, напялил на голову шляпку. Мы постепенно спускались к редким-редким деревьям, Галя со Славой были очень бодры и просвистели и мимо ручья и довольно большого озера. Так и дошли до нескольких кедров уже ниже красивейшего водопада с большой наледью. Уфф, мне уже что-то сильно надоело по жаре гулять. Время — часа 3-4 дня, давно пора перекусить.

Галя нарыла кучку мелких дров, Слава сбегал довольно далеко за водой, а я кажется отдыхал. Сегодня у нас обед на костре. Ужин — тоже возможен в зоне леса, если не переваливать сегодня через Рекорд. Но Галя кажется сильнее всех настроена перевалить — зачем говорит сидеть с этой стороны, когда куча времени, и силы есть и погода отличная.

Нужно спуститься почти до леса
Показался Рекорд
Повернули направо, деревья совсем рядом

Ну ладно, обедаем, собираемся, выходим, постепенно спускаемся к Правому Шумаку, переходим через него и собственно оказываемся почти под началом подъема на перевал Рекорд. Вопрос о ночевке в лесу отпал как-то само собой. Около 7 вечера мы переходим Правый Шумак и начинаем подъем под перевал. Подъем очень комфортный сначала — до входа в кулуар идется очень хорошо. Уклон градусов 25, и в основном по травке. Начало кулуара — тоже нормально, примерно до снежника.

Взлет по кулуару прямо перед нами
А может повернем?
Внизу уходит в дымку Правый Шумак

А вот уже по снежнику начало напрягать, снег довольно плотный, уклон град 40 и длинно очень. Ступени мелкие совсем получаются. Какие то мышцы сзади сильно нагрузились, до боли буквально. Но это было только начало. Кулуар оказался уж очень длинным, уклон — все больше, а под ногами — то весьма подвижная мелкая сыпуха, то опять же живые камни, местами лед, местами — скальные выходы. Силы у нас с Галей закончились задолго до седловины перевала. Где-то приходилось хорошо придерживаться руками, где-то вгрызаться палочками. Круто и неприятно. Весьма серьезная 1Б.

Прошли крутой снежник. но конца подъема и не видно
Наконец — спуск, да какой!

Наконец — самая верхняя часть кулуара — еще круче, град 50, но там влажная земля, хорошо держит, почти как снег, я ступеньки даже делал. Выбираемся на рыжую седловинку, оххх е-мае. наконец-то! 21-25! ну что тут скажешь — ну все равно правильно сделали же, что перевалили, хоть и с большим трудом.

Спрашиваю у Славы — “Ты устаешь когда нибудь?” — “Конечно!”- легко врет он.

Зато в подарок нам — замечательнейший спуск по мелкой, ровной сыпухе, буквально минут за 20 слетели в долину Елоты-Харагуна. Стоянка — тут же почти сразу, налево за углом, между водопадом — внизу и почти не растаявшим большим красивым озером наверху. Прямо перед нами — перевал Туманный. Кстати — наш запасной вариант, если что-то помешает пройти следующий перевал — Хитрый 2А.

В итоге за два дня мы прошли 5 перевалов, технически не особо сложные, что нам и требовалось на старте, и погода нам здорово помогла создать некоторый запас в эти дни.

Кроме того, перевалив через Рекорд, мы перешли на другой склон основного хребта. Теперь внизу справа у нас — Тункинская Долина, а мы стоим на южном склоне, справедливо надеясь, что туман и непогоду быстро будет разносить восходящими потоками от прогретой лучами солнца поверхности. Объясняю все это Гале, но она как-то недоверчиво относится к моему экскурсу в занятную метеорологию, и парирует — “да, да, уже знаем, мы поднимаемся все выше, все ближе к солнцу, и становится теплее и теплее.”

Устраиваемся на ночевку, еще не зная, что их тут будет две и весь следующий день.

10 июля. 4 день. Дневка

С утра уже прошел дождь, потом закончился, но висел плотный туман. Мы спали часов до 10, потом кое-как встали, позавтракали — готовили мы всегда прямо в палатке, чтобы ветер не мешал и не тратить лишний газ. Часов в 12 начало раздувать туман, в какой то момент вылезло солнце, показалось голубое небо. Ну все! На старт, внимание ... не успели только снять палатку, как снова накрыло туманом.

Слева — пер. Туманный, внизу — Тунка
Озеро над нами, погода кажется налаживается ...

Без видимости идти искать правильный кулуар и пролазить перевал 2А с не очень четким описанием Слава справедливо с нами не решался. Да и запас времени позволял как следует отдохнуть. Решили — ждем максимум до 17-30, если погоды не будет, остаемся жить тут. А пока как следует пообедали — почему то когда лежишь, есть хочется ничуть не меньше, чем когда идешь. Туман временами немного раздувало восходящими потоками, еще пару раз выглядывало солнце, но потом опять накрывало, шел дождь еще несколько раз и мы никуда не пошли в этот день. Все работало четко по моей теории — нагретые туман и облака поднимались снизу, из Тунки, пролетали через нас, но никак не заканчивались. Их было слишком много.

И погода нам сказала — Раззз ...
Два ....
Три !!!!!!!!!

Прогулялись до озера и водопада, этим и ограничились. Поужинали рано и спать легли пораньше, будто не спали со вчерашнего дня 14 часов в сумме. Но и ночь тоже проспали замечательно.

11 июля. 5 день. пер. Хитрый (2А) — пер. Иркутянин (н/к) — пик Стрельникова (радиально) — р. Ганга-Хайрым

Утро этого дня встретило нас привычным уже плотным туманом. Но уже часам к 9 его стало разрывать и мы поняли, что день будет хороший. Уже по установившейся привычке в 9-30 выходим. Обходим озеро, погода все лучше, остатки тумана уносит вверх и он там тает, оставляя легкую дымку.

Утром туман уносит вверх
Верхнее озеро с подъема к перевалу Хитрый

У нас же теперь проблема выбора — каким кулуаром идти, их два — недалеко друг от друга. Слава разведывает правый, я — позднее его — левый. Мне мой левый вполне понравился, ничего сильно сложного я не заметил, но Славе тоже понравился его правый. По нему и пошли, я не спорил, но запомнил, что и левый вариант вполне пригодный. Справа — действительно все довольно удобно, то по малоподвижной средней сыпухе, то по совсем простым скалам дошли до места, где кулуары соединились, немного посложнее спуск в кулуар, и дальше довольно круто, но тоже по удобной крупной осыпи. Примерно в 13-40 — мы поднимаемся на перевал Хитрый. Погода отличная, подъем прошел на ура, в туре обнаруживаем старую старую записку, к тому же неудачно упакованную. Записка датирована 3 августа 1981 года и прямо расползается в руках — она вся мокрая. Сколько же лет ее мочило! А вот чернила оказались — просто супер! Все отлично читается.

На перевале Хитрый!
Перевальная записка 1981 года, в руках рассыпается
Участок спуска с веревкой
Дальнейший спуск без проблем

Слава забирает записку, оставляет нашу, надежно упаковав ее, может лет так через 20 кто-то и ее прочтет. На перевале просидели почти час, то фотосессия, то шоколад, с записками опять же занятие. Теперь впереди — спуск, он по описанию должен быть не простой, не зря же 2А. Но все оказалось довольно просто. Сначала метров 70 спуск по крутой, но мелкой сыпухе до скальной пробки. А там, по сути нужно пролезть метров 3-5. Но мы не рискуем конечно, кидаем веревку, быстро друг за другом дюльферяем, там очень удобно — и веревку есть за что закрепить, и камни не летят, да и спрятаться от них тоже есть где. Наверно это самая легкая 2А, не такой уж он и хитрый оказался, этот Хитрый. Дальше — все просто, быстрый спуск по относительно мелкой сыпухе и мы в долине Ганга. Ой, то есть Ганга-Хайрым.

Подходим к ручью примерно в 5 вечера, как же быстро летит время! Перекус. Слава и я бросаем наши рюкзаки, немного необходимых вещей перекладываем в Галин и в 17-30 выходим налегке. В вечерней программе у нас перевал Иркутянин — он 2Б, но это если спускаться на Билюты, а так — н/к, да еще какой! Нам нужно просто подняться на него и далее полого вверх так же по некатегорийному маршруту на пик Стрельникова. Быстро поднимаемся на перевал, в смысле идем быстро, но это прилично по расстоянию, да и набор высоты метров 300-400, так что все равно час с небольшим уходит.

Пер. Иркутянин и пик Стрельникова — все кажется совсем полого
Подходим к перевалу Иркутянин
Получаем очередную порцию ...
Верховья Правой Билюты

По пути обнаруживаем массу странных птичек — они что-то склевывают со снега. Слава за ними охотится со своим телевиком. На перевале отдыхаем. Слава снимает панорамы, а я немного щелкаю Билюты — к сожалению солнце почти скрылось за облаками, огромные просторы верховий пожалуй одной из самых красивых рек получаются тусклыми. Смотрим вниз, на спуск с перевала Иркутянин — жуть! Круто и очень камнеопасно. Нет, мы туда не пойдем! Поищем пути попроще, как и запланировано у Славы.

А пока начинаем подъем на н/к гору — пик Стрельникова. Ну что сказать... Для альпинистов — это конечно н/к, веревок туда не надо, но нам с Галей в очередной раз “вставило”. Верхняя и весьма протяженная часть подъема довольно крутая подвижная сыпуха. Накопленная усталость за день не может не сказаться, да и высота слегка давит. На вершину мы с ней почти вползаем. А Слава уже минут 10 спокойно снимает панорамы.

Это озеро мы еще увидим! Слева от него — Амфитеатр
Привычное дело — снова накрыло

Вид правда не шибко — невесть откуда взявшаяся облачность и мощные клочки тумана из Тунки мешают заснять все в лучшем виде. Зато — есть сотовая связь! Нечего себе переговорный пункт получился! Сбегали позвонить на 3284 м над уровнем моря. Полчаса провели на вершине, в конце концов озябли уже, да и время позднее — нам после спуска нужно еще пройти немного, до очередного озера. Спуск — конечно проще подъема, по сыпухе все нормально, хоть ноги уже и гудят. На перевале нас накрывает плотнейшим туманом, в какой-то момент мне даже не очень понятно куда идти. Но у Славы в голове явно компас — никаких проблем конечно. в 22-00 надеваем свои рюкзаки, а в 22-30 приходим на очередную стоянку у озера. Там такой забавный домик из камней, естественного происхождения из трех скальных плит. Я устал, хочется окунуться — озеро то вот оно, но в нем плавает лед, откладываю это занятие на завтра.

Озеро в верховьях Ганга
Панельный дом
Довольно симпатичное озеро, но весьма прохладное ...

Устраиваемся, ужин сегодня поздний, но день вышел очень неплохой, удачный день, план выполнен полностью. Мы где-то близко к середине нашего маршрута. Но впереди пожалуй самый сложный участок, к тому же с некоторыми неизвестными. Разводим, разливаем по 50 или по 100, за пройденное, за погоду, за нас, за тех, кто нас ждет дома. Отрубаемся дружно, без всяких там разговоров, перемывания костей и т.п. Галя меня спрашивает — “Викторыч, ты чего ко мне задом?”, а в ответ — уже только тихий скромный храп.

12 июля. 6 день. пер. Апофеоз (1Б) — р. Хурай-Хайр

Этот день начался хорошо — ни тумана, ни дождя поначалу. А нам нужно довольно прилично пройти вниз по Гангу, я его так лучше буду называть, завернуть налево вверх по его левому истоку и подойти под перевал Апофеоз. Начинается длинный обход перевала Иркутянин и пика Стрельникова. Собственно все идет без приключений, непривычно только идти по мягкому мху и кустам, мы уже отвыкли от такого, все камни, да камни. А еще увидели большую медвежью кучу, и сразу почти — место где он видимо спал, трава совсем недавно примятая на полянке была. Но у нас ничего даже не екнуло внутри — привыкли уже на Хамар-Дабане живьем их видеть.

Нам нужно спуститься по долине Ганга и повернуть налево по притоку вверх
Компактный цирк Апофеоза со стороны Ганга
На спуске с Апофеоза в долину Хурай-Хайра
Здесь будем жить, а Слава — искать проход на Билюты

Спуск немного притомил, но все когда то заканчивается, заворачиваем на левый приток и начинаем по нему подниматься. Вскоре жизнь налаживается, идем по камням, прямо по сухом руслу. Потом, впрочем вода снова появляется. Останавливаемся на перекус прямо напротив перевала. Цирк там очень необычный на мой взгляд, он очень компактный, замкнутый. Иногда просторы начинают угнетать, хочется вот такого домашнего своего цирка.

Апофеоз — перевал вроде как 1А, но судя по нашему маршруту — через скальную полку с протекающим по ней ручьем это скорей 1Б. Страховка на спуске там точно не помешает. В подъем же мы проходим и так — мокрые плиты какие-то чистые и не скользкие, боты хорошо держат, да и трещинки небольшие есть, за них можно руками придержаться в паре мест. Все остальное — в подъем без сложностей, нормальная сыпуха и камни. В верхней части немного выходы скал, но очень удобные. Рюкзак стал намного легче и временами превращается из врага в союзника. Заметил, что если его немного разогнать на подъеме, то некоторые пупырьки хорошо очень сходу проходятся. Инерция — великая сила!

Периодически нас накрывает туман, но мы давно привыкли. В 14-20 — на перевале. Отдыхаем. Галя ремонтирует тур, или заново строит его — уже не помню. Тур немного забавный, попсовый такой, примерно как в Аршане и по Кынгарге — высокие и немного жиденькие.

Еще на перевале во второй раз за поход появляется связь. Мобильная. Пользуемся с удовольствием.

Спуск неожиданно оказался совсем непростым. Очень много живых камней, сыпуха очень неоднородная. Мы с Галей почти одновременно уронили на себя по камню. То есть ты проходишь вниз по мелкой сыпухе, а он, зараза — крупный такой валун, на тебя сверху съезжает. Галю сбил с ног и она проехала по склону метра 3, перевернувшись даже головой вперед. А меня догнал и придавил ногу, небольно, но неприятно, еле отодвинул его с себя. В общем спуск нам сильно не понравился. По моему это никак не 1А.

Еще хотел бы отметить, что Галя на подъемах обычно вела себя тихо, шла себе молча сверху до низу, отдыхала видимо. На спусках она обычно приговаривала — "что б я еще пошла когда-нибудь в горы!" Это из нее выплескивались отрицательные эмоции. А весь накопленный за день заряд оптимизма проявлял себя в цирках на стоянках. Поэтому был определенный эмоциональный комфорт почти все время.

Где-то в 16-30 спускаемся к озеру — месту нашей очередной ночевки, это в верховьях уже следующей реки бассейна Иркута — Хурай-Хайр. Озеро большое, мелкое и довольно теплое. Была бы погода — можно с удовольствием искупаться. Но погоды нам дали минут 40 от силы. Только успели перекусить, Слава пошел на разведку — на поиски перевала на Правую Билюты. Мы с Галей решили помыться-постираться пока солнышко. Но уже минут через 10 весь цирк накрыло плотным туманом. Стало весьма свежо и меня лично долго еще колотило от холода после водных процедур. В конце концов оделся и сбегал на соседний пупырек, чтобы согреться. Со Славой договорились, что в 8 вечера мы начинаем готовить ужин, а он должен вернуться часам к 9. Так все и получилось, к Славиному приходу все уже было готово, суп настоялся, сушеное мясо набухло и стало впервые похоже на мясо, какое должно быть в супе. А то мы обычно набрасывались на продукт, едва проходили положенные 20 минут кипения.

Но самое важное было то, что главный результат Славиной разведки был отрицательный. Удобного перевала с Хурай-Хайра на Правую Билюты — нет. Остался запасной вариант — перевал Амфитеатр, он 2А, и судя по описанию очень непростая 2А. Это в минусе, а в плюсе у нас — весь завтрашний день, и надежда на хорошую погоду. Когда-то же она должна была быть хорошей!

13 июля. 7 день. пер. Амфитеатр (2А) — р. Правая Билюты.

Просыпаемся как обычно в плотнейшем тумане. Спим сколько влезет, поздно завтракаем, туман очень плотный, видимость метров 20-30. Еще валяемся и наконец начинает немного светлеть. Нам чтобы попасть на нужный перевал нужно еще весьма немало пройти и подняться, поэтому решаем выходить, надеясь что станет лучше. И в самом деле, едва выходим и начинаем обходить справа гору в центре большого цирка становится все светлее и светлее. Поднимаемся на высокий ригель и пробивается солнце и видно уже кусочки голубого неба. Ну что же, сегодня нам обязательно должно повезти с погодой — сегодня кажется самый сложный перевал. Медленно карабкаемся вверх — на озеро, которое мы видели со Стрельникова.

Сергей развивал очередную метеорологическую теорию, согласно которой в июле месяце не может целый день держаться туман, и его должно разогнать. В некотором роде так и получилось — туман ушёл часов в 10 вечера. :-)

Примечание В. Петухина

Чуть-чуть не доходя до озера у Амфитеатра

Не доходя до озера буквально минут 15 становится совсем хорошо, солнце, голубое небо, и тут же — хорошая стоянка с ручейком на плоскотине. Немного поднимаемся еще, переваливаем через осыпной вал и видим внизу... Сначала ничего не видем, я ожидал красивое голубое озеро. Какая-то темная муть под ногами. Но через пару минут легкое дуновение ветерка и мы действительно видим большое, почти все еще замерзшее озеро с крутыми каменистыми берегами. Тут не встать нигде, если даже сильно нужно. Но нам уже и не нужно, время — 15-20, у нас еще в запасе часов 7 светлого времени чтобы пройти перевал. Какие еще стоянки и ночевки по эту сторону! Перекусили как следует, в том числе салом — самый лучший энергетик, как выяснилось! Это было сделано весьма предусмотрительно. Поднялись от озера минут за 5-10 собственно до гребня, перевал там явно никак не выражен. Глянули вниз — мало что видно, туман, очередная порция, подумали мы, унесет как обычно через минут 15. И не мешкая Слава командует — спускаться!

Спуск сразу весьма крут, град 50, не меньше, по полочкам между скальных плит. Влево-вправо, очень аккуратно, медленно, весьма неприятно, но мы двигаемся вниз. Туман становится еще гуще, а склон — еще круче. Слава командует — доставать веревку, обвязки мы надели сразу наверху. Там крутой дюльфер, а дальше вроде поположе — так казалось по крайней мере. Дюльфер метров 15, из них метров около 10 — совсем отвесная стенка. Я спустился нормально, хоть и не совсем привычно было, до этого всегда какой-то уклон был, какая то опора для ног или рук. Ну а Гале туго пришлось. С непривычки конечно, надо было потренироваться где-то по подобным стенкам. Спуск по 2Б с Пеших Туристов ей показался намного проще — там нет отвеса. Но все окончилось благополучно, еще и опыт приобретен. Но вот дальше — ничего хорошего. Туман уже полный, в 20 метрах ничего не видно, начинает накрапывать мелкий дождь, а куда дальше идти — не понятно. Если просто вниз — крутые мокрые скальные плиты, сколько метров там сброс — непонятно. Может 50, а может и 300. Слава уходит влево минут на 15, возвращается, говорит — ничего хорошего, потом мы немного еще спустились, он уходит на разведку вправо, минут уже на 20. Сидим, рассуждаем что делать. Вроде все весьма скверно, но у нас же есть вариант просто развернуться, подняться обратно на гребень, и уйти на неплохую стоянку у ручья на плоскотине, где можно сколько угодно ждать погоды. И вверх проще чем вниз, прорвемся. И тут Галя мне сообщает — сегодня пятница 13-го! Теперь у меня постепенно зреет надежда, что все будет хорошо, я не очень верю в приметы, даже порой нагло их не просто игнорирую, а действую наперекор.

Возвращается Слава — ничего хорошего. Явно не то, не 2А там, сбросы. Посидели пару минут, еще немного прошли вниз и влево. Слава решил еще раз сходить опять налево. Там иногда просматривалось что-то вроде гребня-отрога, про который было в описании, опять ждем минут 15-20. Хорошо еще что только сыро и не особо холодно. Возвращается Слава — НОРМАЛЬНО! Пройдем! “Немного неприятно”, но спустимся. Спрашиваю — “с веревкой?” “Без! — По полочкам, аккуратно”. Начинается это “неприятно потихоньку” и тянется, мне кажется бесконечно. Ни одного фото спуска у нас нет, не до того было, соответственно каких-то временных ориентиров тоже нет. Но в целом крутая часть спуска у нас заняла наверно часа 2.5 — это от гребня до начала сыпухи. А это всего метров 200 сброс высоты. Дальше — по прежнему в плотнейшем тумане, где по устью ручьев, где просто по крутым моренам — в основном по очень крупным мокрым камням и вот начинаются уже зеленые полянки, пологие склоны, и в конце концов — слышим уже явный шум крупной реки. Мы выходим на Правую Билюты прямо к большой красивой наледи. Кстати, мы снова пересекли основной гребень, и теперь на севере от него. Далее — просто по берегу а потом и по тропе. Мы давно уже идем под дождем, но упакованные в плащи почти не мокнем. Тут же начинаются кусты, и вода быстро набирается в ботинки. Примерно в пол-10 вечера доходим на стоянок в зоне леса и быстро останавливаемся у большого пологого водопада с красивейшими каменными плитами. Примерно 6 часов занял у нас спуск с гребня до зоны леса, результат так себе конечно, но каков финиш! Хоть и в дождь, мы находим дрова, разводим костер, ставим палатку, в этот раз не варим суп, а просто завариваем лапшу, достаем всякое вкусненькое по мелочам — закуска к самому необходимому сейчас продукту. Наконец сообщаем Славе, какой сегодня день. Его это по-моему здорово позабавило.

К 12 ночи мы уже теплые, хоть и сырые местами, довольные, сытые, веселые... нет, мы просто счастливые! Еще я сказал, что наверно напишу рассказ про этот поход и назову его “Пятница 13-го”, или что-то в этом роде.

На небе загораются звезды, резко похолодало. Забираемся в спальники, жмемся друг к другу. Эта ночь была самая холодная за весь поход. Но мне кажется, даже во сне у всех не сходили счастливые улыбки.

14 июля. 8 день. Полудневка на р. Правая Билюты. Подход под пер. Мойготы

Утро было изумительным. Сказать это — значит ничего не сказать. Это надо было видеть. Контраст со вчерашним днем потрясающий. Ярчайшее солнце, голубое небо, прозрачный воздух. А сколько всего видно! Я пока не могу вобрать в себя столько информации, мне нужно смотреть на карту на Природе, чтобы вспоминать, какие вершины и перевалы видны в верховьях Правой Билюты. Но это просто грандиозная панорама. Там можно гулять куда захочешь, это не какой-нибудь Хурай-Хайр, зажатый в ущелье крутыми скальными отрогами. Что собственно мы со Славой и сделали — погуляли в разные стороны. Он — на правый берег, на крутой каменистый борт, образующий локальный гребень над рекой. Ну а я — на левый, пологий борт, заросший травой и местами кустарником.

Пик Стрельникова
верховьях Билюты
Водопад у нашей стоянки

Круто мне сегодня и не хотелось после вчерашнего. Плана у меня особого не было, просто немного подняться и поснимать, в частности попробовать разглядеть пер. Амфитеатр, а так же налюбоваться на пик Стрельникова с противоположной уже стороны. Часика через полтора я уже нагулялся вдоволь и вернулся к стоянке. На 14-00 у нас был назначен сбор для обеда. Все пунктуально прибыли кто откуда, а Галя от водопада. Там на гигантских скальных плитах Слава обнаружил небольшие индивидуальные “тазики” с теплой водой, их всем хватило и для ванны и для постирать. Один даже лишний остался. В общем за обедом все собрались чистые, благоухающие разными шампунями и гелями, вокруг быстро сушилась развешенная одежда и снаряга. Наш поход теперь уже явно перевалил экватор, но чувствовали в тот момент мы себя как новенькие.

На обед сварили на костре рисовую кашу, добили всякими орехами и фруктами, но главное лакомство было — варенье из ревеня. Дело в том, что запасы сахара у нас были просто немерянные и к тому моменту мы отъели едва ли одну треть. Ну и Галя старательно насобирала и почистила очень приличную кучку вкуснейшего продукта. В общем — мы в своей стихии, валяемся, объедаемся, даже немного загораем.

Водопад
Удивительные плиты
Чистый "тазик"

Однако, у нас сегодня еще кое-какие планы. После замечательного отдыха собираемся и двигаемся вниз по реке. Нам сегодня нужно подойти под перевал Мойготы, чтобы создать задел для следующего, весьма напряженного вроде бы дня. Конечно есть соблазн остаться здесь, в этом шикарном месте, но тогда назавтра будет очень большая нагрузка, и риск оказаться в непростой ситуации и с дефицитом времени в самом измотанном состоянии к вечеру. Поэтому где то в пол-5 выходим.

Жара. Спуск по реке по чемоданам, поросшим кустами. Почти сразу неудачно падаю и ломаю трековую палочку, к счастью — среднее звено. Поэтому получилось ее просто укоротить. Но в целом идется мне почему-то очень тяжело, наверно из-за жары, отвык совсем.

Красавица Билюта!
Стоянка в нижнем цирке пер. Мойготы

Медленно спускаемся по заваленному огромными валунами руслу реки, подходим под ручей, вытекающий из цирка нужного нам перевала, начинаем подъем. Это тоже не подарок — идем по мягкому мху с камнями, ноги тонут в этом ковре сантиметров на 20-30. Это непривычная и немаленькая нагрузка. Видимо еще и не восстановились после вчерашних приключений. Наконец выходим на сыпуху, преодолеваем крутой ригель и попадаем в нижний цирк перевала Мойгота. А тут сюрприз — есть немного деревьев и дров. Устроились в итоге замечательно. Ну и мне к окончанию дня стало получше, а то были уже все признаки теплового удара. Галя приготовила на ужин компот из ревеня, чем еще побаловала нас. Замечательный получился день, и очень важные 4 часа прошли к вечеру.

15 июля. 9 день. пер. Мойготы (1А) — траверс пер. Миражпер. Ангарский — озеро под перевалом

В этот день мы должны были подняться на основной хребет и впервые ничего практически не нужно переваливать. Нужно просто пройти по гребню или около него траверсом, пройдя несколько перевалов. Кроме того, было запланировано радиальное восхождение на пик Мойготы, и возможно на пик Дипломник. Но погода внесла свои коррективы. С утра шел дождь, поэтому вышли поздно, около 3-х дня. Вот это была бы прогулка вниз по Билюте, по огромным мокрым чемоданам! Поднялись на перевал Мойготы примерно в 5 вечера. Мы вернулись на основной хребет и теперь от него уже далеко не уйдем.

Перед нами — Дипломник. смысла идти на него — нет
"Кривая" стоянка

На вершины смысла ходить не было никакого — туман почти сплошной, порция за порцией накрывал и нас, и гребень, а уж тем более -вершины. Поэтому, взойдя на перевал, мы долго там не сидели, а потопали дальше по гребню, пройдя перевал Мираж, затем спустились немного с гребня вправо по ходу, уходя подальше от Дипломника, затем снова почти вышли на гребень у перевала Ангарский и спустились в небольшой пологий цирк с озером. Все это происходило под непрекращающимся дождем. Цирк весь в камнях и ручьях. Еле-еле отыскали единственную относительно ровную площадку под палатку. Слава выкопал штук 15 камней, чтобы ничего не впивалось в бока ночью. Встали довольно рано, нам сегодня уже никуда было и не успеть, да и по мокру не хотелось.

Запомнилось, как пришли, все повытаскивали из рюкзаков и сразу врезал весьма сильный дождь. Бегом все скидываем в палатку. Картинка еще та — слоями лежат коврики-спальники, многочисленные пакеты с продуктами, всякие вещи — ходильные и спальные. Посреди всей этой живописи стоит котелок на горелке и варится грибной суп. Сами мы лежим вокруг горелки. Тепло, хоть и сыро. Да и вообще — здорово! В конце-концов достаем все что можно — веревки, обвязки, боты, пищу — подкладываем под себя, под ноги, выравнивая рельеф. Спим замечательно!

16 июля. 10 день. пер. “Ленивых Туристов” (н/к) — пер. Аэлита (1А)

Опять поздний выход из-за тумана и дождя. Пролежали пол-дня и вышли только в 5. Вообще последние несколько дней двигаемся перебежками, как пехота под обстрелом. Вот и сегодня всего часа 3-4 ходовых. Нам нужно немного спуститься из цирка в верховьях Угутэрэ, стараясь не сильно терять высоту выйти под перевал Аэлита и пройти его. Программа небольшая и несложная. Сыро только.

Из тумана показывается Аэлита
Прямо перед перевалом — чудо природы
На перевале

Все проходит спокойно и почти гладко. Перевал несложный, и замечателен каменной стеллой, похожей на факел, в описании перевала указано — метров 20 высота и 1 метр в основании! Мы сначала не поверили, да и не сразу увидели. Факел зажегся как-то неожиданно, уже когда прошли его вверх. Повернул голову — о, вот это чудо!

Дальше был спуск. Мне он дался как-то трудно, разболелось колено, от нагрузки и возможно холода. Плюс — одна палочка все же неполноценная. Но торопиться некуда было. Остановились в цирке сразу за перевалом Аэлита. Опять перевалили через основной хребет и попали на один из притоков Правой Билюты.

Кулуар к Аэлите со стороны Билюты
И еще вот так

Лежали в палатке, не могли уснуть сначала — проспали же с утра пол-дня. На нас с Галей нашло что-то, какое-то ощущение завершения похода. Отчасти конечно объяснимое — завтра же должны пройти последние перевалы и выйти в зеленку на Баруне, а там уже до дому рукой подать. Мы даже рейтинг начали составлять — какой перевал лучший или худший и т.п. Но Слава нас возвращает к реальности, еще далеко не финиш. Завтра все еще неизвестно как сложится, перевал то еще никто не нашел для нас. Ну а про рейтинг — в конце рассказа.

17 июля. 11 день. пер. Неожиданный п/пр, (2А) (только с одной стороны) — пер. Вредный (2А) п/пр — пер. Снежный (1Б) — р. Барун-Хандагай (стоянки в зоне леса)

С утра — хорошая видимость. На небе облака, но высоко, тумана — нет. Это очень кстати — сегодня программа очень насыщенная. У нас остался последний ключевой участок — нужно перевалить еще на один приток Билюты, но известных удобных перевалов здесь не описано. Однако у Славы были основания полагать, что такой перевал здесь должен быть. И с нашей стороны было видно несколько кулуаров, каждый из которых мог оказаться нужным. Вышли рано, примерно в 9. Планы у нас сегодня серьезные. При хорошем раскладе мы должны выйти в зону леса на Барун-Хандагае.

Быстро набираем высоту, подходим под самый правый кулуар, на него у Славы были особые надежды, и по крупным камням опять же в хорошем темпе выбираемся на гребень. Оба-на! Это перевал не на Билюты, а опять на Угутэрэ. Выскочили на основной хребет! Ну и с виду перевал — 2А, не лучше. Слава потом предложил его назвать Неожиданным. Галя не успела до нас, хорошо, хоть ей не пришлось вылезать по крутому склону, град в 50 наверх гребня. Слава разворачивает ее в один из левых кулуаров. Их там два. То есть сначала он один, но наверху он раздваивается. Слава траверсом пролазит в правый-левый, там ничего хорошего, и затем перелезает в левый-левый. Здесь пройдем, заключает он! Когда я подошел и глянул, у меня возникли серьезные сомнения. “С веревкой? — Да ну ее” — ответил Слава. Я так понял, он вообще не любит веревку. “да, возиться с ней, так пройдем”. На меня какой то мандраж напал. Чувствую в животе какая то пустота, но не от голода. Видимо это такой финишный синдром, когда понимаешь, что впереди последнее серьезное препятствие, и очень не хочется, чтобы именно сейчас что-то неприятное произошло. Зато Галя — с виду нормально. Мы только что поднялись по примерно 50-градусному склону, с участками мелкой сыпухи, местами скользко — мелкие камушки на плитах. Потренировались конечно, но это был подъем.

Перед "иглами", правее — перевал Вредный
Мы на Вредном! Перед нами — Бепкан и озеро под ним
Два спусковых кулуара, мы спускались по правому отсюда
Наш кулуар — не сахар конечно...

Сидим на перевале, Слава ему дал очень точное название — Вредный! Все кулуары облазил, прежде чем нашел нужный. Да и совсем не простой он оказался.

А теперь спуск — очень неоднородная сыпуха по кулуару, сплошь живые камни, уклон в верхней части 50 градусов, затем сыпуха чередуется с небольшими выходами скал и небольшими уступами, примерно в метр. Еще участок снега и льда, в общем полный набор. Медленно и очень аккуратно начинаем спуск, поскольку велик риск спустить камень. Слава уходит подальше вправо, а мы с Галей спускаемся поочередно короткими траверсами, где возможно, в левой части кулуара. Постепенно все проходим и начинается просто очередная, уже изрядно надоевшая разнокалиберная сыпуха, но совершенно безопасная. Прошли!

Что касается категории перевала, то Слава оценил его как 2А — да прошли сейчас без страховки, но в другой раз можно и не пройти. Ну а если и 1Б, то очень и очень насыщенная трудностями.

Теперь под нами — красивое глубокое озеро с изумрудной водой, а прямо над нами — перевал Бепкан. Но нам туда не надо. Слава говорит — гораздо удобнее через Снежный. Ну что же, пойдем опять как удобнее, тем более что не нужно сильно терять высоту. Траверсируем склон, вверху намечается какое-то понижение в гребне, прем прямо туда. Силы еще есть, натренировались же за 10 дней! Примерно в 15-30 поднимаемся на Снежный.

Мы на Снежном
Кажется что спускаться совсем немного
Перья

Внизу — верховья Барун-Хандагая. Куча знакомых Славе вершин, он быстро не просто перечисляет их, а рассказывает на какую когда поднимался и с кем. Ну а я хоть и не видел самых верховий Баруна, уже чувствую дыхание дома — еще пару часов и мы выйдем в знакомые уже мне места.

Хорошо устроился!
А это озеро — уже на Баруне

Длинная фотосессия, Гале надоедает наша неторопливость, она начинает спуск одна. Спуск с перевала недлинный, однако внизу начинается очень неудобный “чемоданнинг”. Моя нога опять начинает беспокоить, да и общее состояние организма что-то не сильно бодрое. У Гали тоже подсела батарейка, к тому же она где-то навернулась с камня, побила немного руки и ноги, прощай юбки и колготки! Кое-как доползаем до красивого наверно озера, но в другую погоду. Сейчас же пасмурно и все серо. Отдых минут 20 с перекусом.

Проходим очередное озеро — за ним еще один "чемоданник"
Пик Барун — впервые знакомая мне вершина
Пик и перевал — Динозавры
Видна уже граница леса и выход в Тунку уже не за горами

Двигаем дальше. Погода радует разнообразием. То солнце, то дождь, до холодно, то жарко. Я устал снимать — одевать куртку и накидку. Проходим еще с час, и слева постепенно начинает вырисовываться пик Барун. Под ним я уже был в сентябре 2009 года. Перед ним — широкая плоская долина, на краю которой стоит щитовой домик. В этот момент светит яркое солнце и идет мелкий дождь, естественно радуга просто обязана быть. Но мы ее не сразу находим — она оказывается почти валяется у нас под ногами, вдоль долины реки ниже нас. Выходим сначала на слабую тропу, спускаемся к основному руслу, слева подходит уже более серьезная тропа, идти становится намного легче, но сил нет вообще. Время — 7 вечера. Вот уже и первые деревья, значит до стоянок уже совсем немного. Но как же долго и трудно тянется это “немного”! Тут видим что на нас надвигается большая синяя грозовая туча, Слава говорит — надо бы поторопиться, не хочется мокнуть по дороге. Мы с Галей форсируем видимо самые последние на сегодня ресурсы, и немного прибавляем. Очевидно от этого сразу и выходим на стоянки. Небо смилостивилось над нами, и дало нам кучу времени — успели встать, развести костер, приготовить праздничный ужин, провести его основную часть у костра. И только когда дело дошло до чая — полило по настоящему. И мы еще долго лежали в палатке слегка пьяные и вспоминали, что у нас было “самое-самое” в этом походе. Итак — рейтинг "объектов":

Самый лучший подъем на перевал — на Апофеоз

Самый худший подъем — на Рекорд

Самый худший спуск — с Апофеоза

Самый лучший спуск — с Рекорда

Самая лучшая дневка — после Рекорда на Елоты-Харагуне (впрочем она была единственная)

Самая лучшая полудневка из 3-х — на Правой Билюты

Самый лучший вид — с пупырька не доходя Лисьего Хвоста и с пер. Аэлита

Самый жаркий день — на Билюты

Самое лучшее озеро — перед пер. Хитрый. в верховьях Елоты-Харагуна

Самый туманный день — опять же перед пер. Хитрый

Самая лучшая река — Правая Билюты

Самое вкусное варенье — из ревеня

Самый лучший компот — тоже из ревеня

Самый "чистый" день — на Билюты

Самый интересный перевал — Хитрый

Самый азартный перевал — Амфитеатр

Самая лучшая стоянка — в цирке до пер. Мойготы

Самая корявая стоянка — за пер. Ангарским — с уклоном и с камнями

Самая длинная ночь — там же

Самая холодная ночь — на Правой Билюты

Самая интересная записка — на пер. Хитрый

Самая неожиданная записка — на пер. Летучая Мышь

Самый лучший перевальный продукт — сало!

Пол-ночи поливало, а нам от этого было хорошо и тепло.

18 июля. 12 день. Выход в п. Аршан и отъезд в Иркутск.

Я встал рано, в пол-7 где-то, выспался видимо за 12 дней, что дальше уже не лезло. Развел костер, вскипятил воды, разбудил участников. Хотели с вечера рисовую кашу сварить, но решили не заморачиваться, осталась куча “Минуток”, по 3 на каждого. А вообще продуктов не так и много осталось. Ну наверно пару дней можно было бы протянуть. В 9-30 уже собрались и я позвонил в Аршан насчет транспорта. Договорились на 13-00. Я видимо не совсем точно понял Славу, когда он говорил сколько времени нам выходить. В итоге график получился довольно бодрый. Пришлось топать почти 3.5 часа без остановки. На рукав Зун-Хандагая, где в итоге договорились с водителем прибежали в 12-50. Еле успели окунуться в речку, блаженство какое! И тут же в 13-00 подъехал Володя. Первый человек за 11 дней. Взаимная пунктуальность, вообще то нехарактерная для гор. Все, финиш, цивилизация.

Отдых закончен, впереди работа, будни. Но еще будет рассказ, и фотографии, и воспоминания об этом таком непростом, насыщенном кажется до предела маршруте. Эмоции день за днем наслаивались, перехлестывали, кажется затирали все предыдущее. Мы даже на диктофон записывали почти каждый день, по вечерам в основном, чтобы не забыть какие-то детали. И я знаю — все вернется, вспомнится, и мне снова захочется в горы. И в новые, и конечно захочется увидеть уже пройденное, может немного другими глазами. Я уверен — не раз еще пригодится полученный благодаря Славе бесценный опыт. А если он еще раз предложит пойти вместе, с радостью приму приглашение.

См. также Фотомаршрут из круговых панорам Тункинских Гольцов, снятых в походе.

Sergey V

Страница 1 из 4:  1 2 3 4 всеСледующая
Олег ЗубковМолодцы. Серьезный маршрут. Слава, как обычно, в форме.
Уже давно запланировал, а теперь еще больше хочется повторить кое-что из вами пройденного.
24.07.2012, 19:29:49 |
Андрей И.Очень интересно! И главно быстро, ещё месяц не закончился , а уже рассказ готов. Молодцы! 12 за 12. И первопроход! Получил ответ на свой вопрос: можно ли на Иркутян 2Б подняться без веревки? Спасибо!
24.07.2012, 21:41:15 |
Олег Зубков"Смотрим вниз, на спуск с перевала Иркутянин — жуть! Круто и очень камнеопасно. Нет, мы туда не пойдем! Поищем пути попроще, как и запланировано у Славы."

Навряд ли это можно считать ответом на вопрос о подъеме на Иркутянин без веревки. Но это все равно очень интересный вопрос.
25.07.2012, 10:20:48 |
Евгений ВоробьевОчень оперативно написано. Читается на одном дыхании. Маршрут своеобразный и необычный. Удивил пер. Хитрый, что с 1981г. там никого не было.(?). Поразил, ваш героический спуск в тумане с пер. Амфитеатр. Очень хороший и полезный рассказ, весьма своевременный и актуальный, т.к. в августе иду весьма похожим маршрутом с заходом с Ниловки и выходом по Баруну. Все участники молодцы!.
25.07.2012, 11:16:26 |
Sergey VСлава конечно поточнее скажет, но мне он что то говорил про прохождение пер. Иркутянин со стороны Правой Билюты, без веревки, но — налегке и очень очень сильной группы.
Что касается спуска, то сочетание крутизны и обилия живых камней сильно пугают — мы потратили полтора дня, что бы обойти этот спуск.
25.07.2012, 15:24:28 |
Андрей И.Извиняюсь. Уточню. Я имел ввиду подъём с Ганга. С Правой Билюты есть 2-3 описания подъёма, а вот с Ганга не нашёл.
25.07.2012, 15:48:02 |
Zoolyманьяки вы, ребята:)
С возвращением.
25.07.2012, 22:37:07 |
Sergey V

Zooly:  маньяки вы, ребята:)С возвращением.

Спасибо Даша! Ну ты скажешь тоже. Мы же отдыхали — я никогда так не высыпался! Вернулся отдохнувшим на все 500. Всхуднулось только, как обычно. По полкило в день, в среднем.
25.07.2012, 22:44:21 |
Станислав НоркинОтлично походили.. и рассказ понравился...
Вопрос, а где вы по полкило в день там сбрасывали?! Это ж какой темп то должен быть!?
26.07.2012, 11:22:31 |
ZoolyСерега похудел на 6 кг... не представляю откуда у него можно срезать 6 кг)))
26.07.2012, 11:24:00 |
Станислав НоркинДаша, похоже они что-то не договаривают.
26.07.2012, 11:24:49 |
ZoolyМожет, они имеют в виду совокупные потери?))))
26.07.2012, 11:27:57 |
Sergey VЭто я в за неделю до того на диване и в кресле бережно накопил. И все теперь пошло прахом, все труды ...
26.07.2012, 14:35:12 |
Олейник ДмитрийБыли примерно в тех местах вторую половину июня. Пройдя около трети маршрута (Динозавр-Тункинский-Мойготский-ДубльW-Байконур) вынуждены были повернуть и спуститься по Билюте к Китою. Завалило снегом (шел три дня). Так, что дождь и туман — это Вам ещё повезло.
27.07.2012, 21:39:17 |
Игорь БрензейМаршрут великолепный!! Кое-что из пройденного вами навеяло воспоминания дней давно минувших. В мае 78го мы шли двойку по маршруту Ангарский — Байконур — Эдельвейс — Политехников. В цирке Угутэрэ из-за неточностей в карте (карта у нас была еще та- хребтовка, раз 5 перекопированная с кучей ошибок. Но других тогда взять негде было) мы попали в цирк Аэлиты. Тогда я его (перевал) впервые увидел, а вот попал на него лишь в 1989, но это уже другая история. Так вот, что бы не обходить гребень между цирками, мы просто перевалили через него под Ангарский, назвав этот перелаз перевалом Ленивых туристов, даже сложили тур и написали записку. Вот только из вашего рассказа я не понял, что эта записка тоже сохранилась? Название "Ленивых туристов" ведь существовало только в наших головах, никаких отчетов по нему мы не писали. И еще — есть еще один перевал Ленивых туристов №2 — срезание пути на Байконур, от плследнего озера в основном цирке Правой Билюты круто вправо, по осыпи и по кулуарчику с выходом на предперевальное плато Байконура. Тут я проходил дважды, в 76 (ноябрь) и в 78 в мае. Тур с запиской и названием перевала тоже должен там быть.
01.08.2012, 17:09:47 |

Игорь Брензей: ведь существовало только в наших головах, никаких отчетов по нему мы не писали

Видимо, всё-таки не только в головах. :-) Вот здесь — страница перевала Аэлита есть описание, в котором упоминается данный перевал. По-видимому, с Ваших слов. Оттуда мы его и взяли. А прошли мы его, видимо, немного не там, где вы. Мы же шли с запада, а оттуда подъёмы выглядят довольно сложно, поэтому прошли там где казалось просто и совсем низко — уже немного южнее небольшого озера (под Ангарским). Если бы шли с востока, то, наверное, прошли бы севернее, ближе к Дипломнику — там есть выходы на гребень по сыпухам.
02.08.2012, 13:51:39 |
Игорь БрензейВячеславу Петухину — да, виноват, запамятовал, давненько описание Аэлиты делал. Еще раз восхищение по поводу вашего маршрута, я б тоже не отказался по такому пройти, правда, мне, наверное, вдвое больше времени на него бы потребовалось.
03.08.2012, 13:59:06 |
Sergey VНам с Галей однако пришлось здорово прибавить, чтобы пройти маршрут. Зато эффект есть, в последние выходные еще один новый "прошли", даже на карте его нет :-) Без тренировки бы ничего у нас не вышло. Надеюсь скоро отчет будет готов.
03.08.2012, 14:36:00 |
Игорь БрензейВячеславу Петухину. Слава, на страничке перевала Бепкан есть несколько фото со стороны Билюты, на которые, похоже, попадает пер. Вредный. Неплохо бы пометить?
03.08.2012, 15:04:32 |
Вячеслав ПетухинИгорь, я там не вижу непосредственно Вредный. Практически единственная фотография, где он был до этого виден на сайте, это вот эта.

Я её как раз разглядывал перед походом, но по ней трудно оценить сложность.

А я заснял его достаточно подробно. Осенью выложу снимки, пока некогда.