Как правило, все наши лыжные походы обычно крутились вокруг реки Солзан и её окрестностей – близлежащих долин и хребтов. В связи с этим, поход по Снежной на водопад Хармын-Дулю был задуман в качестве разнообразия. Мероприятие планировалось относительно лайтовое, так как долина реки Снежной ровная и довольно проходимая в зимнее время. Из возможных неприятных обстоятельств мы предполагали лишь тропёжку. Шли по-спартански – с ночёвкой в палатке без печки в зимних спальниках. Однако это было мне даже на руку, так как мне необходимо было затестить новый зимний спальник, купленный осенью. Поход был запланирован на конец января, однако эти сроки пришлось сдвинуть на неделю из-за морозов – ночью температура доходила до -30. В этих условиях испытывать спальник я был не готов. Дату выхода предварительно назначили на 6 февраля.

И вот, 5 числа я еду в Байкальск, звоню своему напарнику Жене с радостной новостью о том, что мы завтра точно идём и надо бы начать собираться. Он, однако, успел понадеяться на то, что я всё же не приеду и уже предвкушал как он будет дома потягивать пиво вместо тропёжки снегов Хамар-Дабана. Но я снова всё испортил своим походом – делать нечего, надо собираться.

День первый

Выезд из Байкальска задержался ввиду ряда обстоятельств, поэтому только к часу дня мы припарковали машину у ворот турбазы «Тёплые озёра». На выгрузку и подгонку снаряжения ушло ещё минут 30-40. Надо сказать, что снаряжения у нас получилось, мягко говоря, дохрена, несмотря на то, что шли всего на 3 дня. Женя взял санки – одна из целей этого похода для него была в том, чтобы максимальное количество груза переместить в санки, а самому идти налегке и проверить насколько это будет удобно. Взял он санки и на меня, но так как у меня рюкзак был упакован, в санки я сложил лишь еду и всякую мелочёвку. Лыжи мы также привязали к саням, так как первую часть пути предстояло пройти пешком.

К двум часам мы выдвинулись. Очень странно, но гоповатых охранников на этот раз у шлагбаума почему-то не было, и мы прошли спокойно через территорию турбазы, не встретив никого, кто смог бы нам что-то предъявить. Миновав турбазу, мы свернули на снегоходную трассу в сторону реки, потому как полагали, что по реке путь будет немногим короче, чем по лесу. Минут через 20 мы прошли протоки и вышли на реку. Река Снежная предстала здесь перед нами в совершенно ином обличии, чем остальные реки Хамар-Дабана – она была покрыта чистым льдом, на котором почти не было снега. Вот тебе и Снежная – оказалась совсем бесснежная! Видимо, снег отсюда выдувается довольно мощным ветром, дующим по долине.

Трасса идёт в основном по реке, лишь иногда заходя в лес для обхода промоин и участков с поломанным льдом. Через час с лишним мы миновали распадок пика Тальцинский – условную середину пути до стрелки рек Снежной и Селенгинки. В этом месте стоит отметить участки бугристого льда, который внутри полый и легко пробивается шестом. Затем дорога уходит в кусты на правый берег (ор.). Через кусты пробираться неприятно, так как санки то и дело заваливаются на бок, цепляясь за торчащие стебли. Жене чаще приходилось бороться с санками – его увесистые лыжи, привязанные к ним, стремились опрокинуть ношу и на ровном месте. Вообще в этот поход он взял необыкновенно тяжёлые лыжи, так что даже мои старые охотничьи весили на порядок меньше. Пройдя кустистый участок, лыжня ненадолго завернула в лес и вскоре снова вышла на реку, где за поворотом уже прослеживались очертания устья Селенгинки. Через 30 минут мы подошли к стрелке двух рек. Время 16:30. Обедаем бутербродами со свежезаваренным чаем из термоса.

Вверх по Снежной
Взгляд вдаль
На подходе к стрелке Селенгинки (1)
На подходе к стрелке Селенгинки (2)

Дальше, как мы предполагали, нам придётся одеть лыжи и пробивать себе дорогу самостоятельно. Однако было видно, что след снегохода идёт и дальше. Теперь у нас был один вопрос – до куда он доехал и когда нам всё-таки придётся достать лыжи. Ну а пока мы решили продолжить путь пешком, волоча за собой санки с лыжами.

Здесь мы снова попадаем на участки гладкого блестящего льда, который чем-то даже напоминает лёд на Байкале. Санки на таком гладком льду не слушаются и живут своей жизнью, постоянно норовя укатиться куда-нибудь в сторону. Такие большие участки открытого льда я никак не ожидал увидеть на горной реке Хамар-Дабана, который обычно отличается метровыми сугробами и тропёжкой по пояс, и, стоило бы нам шагнуть на берег, мы бы тотчас убедились в этом. Снег выдувался ветром только по основному руслу реки.

Снегоход уходит дальше

Лёд Снежной

Вскоре солнце скрылось за отрогами гор. Хоть до заката и было ещё далеко, солнца мы больше сегодня уже не увидим – оно будет спрятано за горами. Чем дальше мы отходили от стрелки, тем больше горных пейзажей открывалось у нас за спиной – за лесистыми склонами показались белоснежные гребни и вершины, освещаемые лучами вечернего солнца. За поворотом реки ледяные поля стали чередоваться с переметёнными снегом участками. На правом берегу (ор.) мы заметили небольшую избушку – зимовьё, к которому вела лыжня охотника. Зимовьё стоит на высоком скальном полуострове и выглядит на общем фоне несколько таинственно, образуя своеобразный пейзаж с элементами мистики. На зимовьё заходить не стали, так как светового времени остался всего час и надо было успеть зайти как можно дальше, чтобы уменьшить завтрашний путь до водопада.

Зимовьё на скалистом берегу

Через пороги Снежной

За следующим поворотом реки снегоходная трасса закончилась – снегоход не смог пройти порог и развернулся. Что ж, время доставать лыжи. Это, конечно, несколько замедлит наше передвижение, так как мы рассчитывали сегодня зайти по «буранке» как можно дальше. Прижимаясь к берегу, обходим плохо замёрзшую протоку и для удобства выходим через остров на середину реки. И тут снова обнаруживаем снегоходный след. Оказалось, что снегоход обошёл порог по соседней протоке, а потому как там был чистый лёд без снега, мы не увидели на нём следов гусеничной машины. Решено было снова смотать лыжи в сани, так как пешком идти было явно быстрее. Далее миновав очередной каменистый порог и пройдя по реке ещё примерно 2 километра, мы стали приглядывать место под лагерь. Уже начинало смеркаться.

К 6 часам вечера мы остановились на небольшом плёсе у поворота реки напротив каменистого прижима, не дойдя до Чернушки (левый приток Снежной) около километра. Место это было выбрано ещё и потому, что снега здесь было немного, и организовывать бивак можно было не надевая лыж. Розовый закат быстро окинул дальние горы своим взглядом, и в ущелье потихоньку стала опускаться ночь.

На закате

Вскоре палатка была установлена, и я морально настраивался на то, как буду там сейчас переодеваться и стучать зубами от холода. Однако, когда я залез во внутрь, там было относительно тепло, потому что Женя уже включил газовую горелку. Я подал ему котелки со снегом и стал переодеваться. Пока работала горелка и варился ужин сидеть внутри палатки было довольно комфортно, даже не пришлось надевать тёплую кофту. Неудобство доставлял лишь противный конденсат, который оседал на стенах палатки в виде инея, поэтому периодически палатку приходилось проветривать.

Когда ужин был готов, горелку выключили, палатка стала потихоньку остывать. Ужин надо было съедать быстро пока не остыл. Шутка про «ешь быстрее, а то замёрзнет» стала суровой реальностью. Поужинав и попив чаю, мы завернулись в спальники и стали собираться спать, несмотря на то, что время только подходило к 10 часам вечера. Поскольку темнеет зимой рано и особо ничего не поделаешь потому как холодно, то нам ничего не оставалось, как просто спать. С верху по ущелью стал дуть сильный ветер, который периодически трепал нашу палатку. Лес нас хоть и прикрывал от ветра, но не особо, так как мы стояли на самом берегу. Из-за этого я долго не мог уснуть, а когда уснул, то периодически просыпался от того, что в спальник проникал сверху холодный воздух и иней со стен палатки сыпался на лицо.

День второй

Подъём в 7:30. Выход планировался изначально в 9 часов, но мы решили отложить его на час из-за сильного ветра, дующего сверху по ущелью. Ведь нам предстояло как раз идти против ветра. Спальник успешно прошёл проверку, спать в нём было тепло в обещанные за бортом -22-23 градуса. Причём я утеплялся умеренно, сотню кофт не надевал. Не спеша завтракаем и пьём чай. Для приготовления утреннего чая мне пришлось отколупать примёрзший ко дну кружки вчерашний пакетик. Таковы реалии зимнего похода. И вот наступает самый неприятный момент – тот момент, когда нужно вылезти из тёплого спальника и переодеться в холодную ходовую одежду, а потом ещё натянуть на ноги задубевшие ботинки. Когда сей подвиг свершён, выхожу на улицу и тут же получаю в лицо порцию бодрящего холодного ветра, как будто шагнул в другой портал.

К 10 часам штурмовые рюкзаки собраны, и мы готовы выдвигаться. Сегодня нам предстоит сходить до водопада Хармын-Дулю и вернуться обратно, в обе стороны суммарно необходимо преодолеть 25-26 километров. Лыжи решаем брать с собой, так как не знаем до куда доехал снегоход, иначе, когда дорога кончится, придётся повернуть назад. А это будет как-то тупо.

Первые 30 минут ходу в лицо ещё дует ветер. В такие моменты ощущаешь себя полярником, бредущим с санями по снежной пустыне против ветра, пронизывающего тебя сквозь все слои одежды. Проходим устье Чернушки, оно совсем неприметное, так как приток течёт в маленьком каньоне, долина никак не выражена.

Заячий след

Вход в Мрачный каньон

Вообще и сама Снежная здесь отличается от той, что мы видели в низовьях по пути к стрелке: чем дальше мы поднимаемся по реке, тем сильнее долина сужается и сжимается крутыми склонами и прижимами, в то время как ниже устья Селенгинки она имеет почти равнинный характер и широкую долину. Недаром река Снежная знаменита своими каньонами и считается непроходимой в летнее время для пешего туриста. Открытого льда здесь также уже почти нет, но слой снега в ущелье небольшой, тропить можно даже на беговых лыжах. Однако в местах, где долина расширяется, снега побольше. Множество заячьих и соболиных следов, пересекающих дорогу, свидетельствуют о богатом животном мире этих мест. Не везде на Хамар-Дабане можно встретить след зайца.

Через час с небольшим пути подходим к каньону, который у водных туристов называется Мрачным. И действительно, высокие тёмные скалы, нависающие над зажатой в тиски рекой, выглядят сурово и мрачно. Крупнейшая река Хамар-Дабана длиной около 200 километров сужается в этом каньоне до 10-15 метров в ширину, наиболее узкое место образует выраженные скальные ворота. Каньон длинной метров 700, его условно можно разделить на 2 части, обе они на удивление прямые, как будто река прорубила себе тоннель среди скал. Первая часть более длинная с высокими скальными стенами, вторая, за небольшим изгибом – короче и скальные стены в ней чуть ниже. Изгиб между частями каньона очень похож на изгиб в каньоне реки Мугувек в Саянах в районе Мунку-Сардык.

Ворота Мрачного каньона
В каньоне (1)
Отвесные стены
В каньоне (2)

После Мрачного ущелья каньонный характер реки сохраняется. Хоть ярко выраженных каньонов дальше и нет, реку на протяжении нескольких километров всё ещё обрамляют высокие крутые прижимы. Долина Снежной здесь очень узкая. Благодаря этому и сама река имеет множество порогов и перекатов, из-за чего лёд тут нестабильный – местами река плохо замерзает и лёд часто проседает. Нагромождения ломаного льда на Снежной могут достигать 1,5-2 метра в высоту! Именно на столько поднимается здесь вода поздней осенью, когда образующийся лёд выдавливает воду наверх.

Когда случается такое явление, обычно говорят, что река «кипит». После того, как река пробьёт себе дорогу под льдом, уровень воды спадает, а намороженные высокие глыбы льда остаются до весны, периодически трескаясь и обваливаясь в реку. Мы наблюдали такое явление и на других реках Хамар-Дабана, но все они были в несколько раз меньше Снежной, и намороженный во время «кипения» лёд там не такой высокий, как здесь. Местами обвалившиеся ледяные глыбы напоминали горные сераки, а трещины в ломаном льду, достигающие порой 20-30 сантиметров в ширину – трещины на горном леднике.

В узком ущелье
Ледяные ручьи
Ломаный лёд на Снежной (1)
Ломаный лёд на Снежной (2)

На подходе к Ара-Буректаю, крупному левому притоку Снежной, долина реки постепенно расширяется, а горные отроги становятся более пологими. За очередным поворотом река выпрямляется и перед нами открывается широкая солнечная долина. Через 15-20 минут ходу мы останавливаемся на чайный перекур у устья Ара-Буректая. От места ночёвки до Ара-Буректая мы дошли за 3 часа. Район устья Ара-Буректая резко контрастирует с предыдущим каньонным характером реки Снежной. Узкое извилистое ущелье, обрамлённое скальными прижимами, куда редко заглядывают лучи солнца, резко сменяется широкой солнечной долиной с пологими лесистыми отрогами. Белоснежные вершины на фоне ясного неба украшают этот пейзаж. Само по себе это место вызывает чувство спокойствия, умиротворения.

Перекусив, мы продолжили наш путь к водопаду. Отсюда до него, по моим данным, оставалось порядка 3,5 километров, то есть примерно час пути. Наши надежды по поводу снегоходной трассы превзошли все ожидания – она здесь не заканчивалась и шла дальше, хотя мы были почти уверены, что она закончится на Ара-Буректае, так как дальше, нам казалось, ехать-то особо незачем. Тем не менее, мы продолжили нести за собой лыжи и дальше, несмотря на то, что велик был соблазн оставить их здесь.

Солнечная долина реки

Устье Ара-Буректая

Ещё около двух километров мы шли по прямой широкой долине, после чего она вновь стала сужаться и обрастать скалистыми берегами. Когда до водопада оставалось километр-полтора, мы всё-таки решили бросить лыжи и дальше пойти налегке. Однако счастье было недолгим – через пару сотен метров снегоходная трасса кончилась, во всю ширину реки здесь был тонкий лёд, надёжно пройти можно было только у прибрежного камня, но там снегоходу не хватало ширины. Вот надо же! Столько времени мы несли лыжи за собой и всё было хорошо, только стоило нам их бросить, как тут же дорога закончилась! Обидно, но надо возвращаться за лыжами, благо ушли мы недалеко. Да и неплохо было бы поторопиться, иначе возвращаться придётся по темноте.

Встав на лыжи, мы продолжили путь. До водопада оставалось рукой подать – меньше километра, он должен быть уже за дальним поворотом реки. Река в этом месте замёрзла действительно плохо, нам то и дело приходилось обходить промоины и прокрадываться по тонким снежным мостикам, один из которых был настолько узким, что потребовалось подстраховывать друг друга шестом, так как мостик не вызывал у нас большого доверия. Как позже я узнал, в этом месте находятся самые сложные пороги на Снежной – Жаба и Снежинка, тогда-то неудивительно, почему она здесь так плохо замерзает. Прорываясь сквозь эту рвань, мы потеряли минут 30, пройдя при этом метров 500. Каково же было наше удивление, когда, забравшись на левый берег, мы обнаружили там «буранку» … Оказалось, снегоход обошёл этот участок по лесу. Я, однако, видел отворот в лес от основной дороги перед тем, как мы надели лыжи, но не придал этому значения – мало ли зачем он поехал в лес, ведь всю дорогу трасса шла исключительно по реке. Получилось, что мы дважды оказались лохами – вернулись за лыжами и одели их, когда этого можно было не делать и сэкономить уйму времени. Но теперь уже ничего не поделать, идём дальше. Через 10 минут река круто поворачивает влево, и перед нами сразу же открывается водопад Хармын-Дулю.

На подходе к водопаду (1)

На подходе к водопаду (2)

Хармын-Дулю переводится с бурятского как «полёт белки» или «прыжок белки». Водопад состоит из трёх проток и имеет высоту всего 8-12 метров, но с такой высоты падает не маленький ручеёк, а крупнейшая река Хамар-Дабана! Наиболее полную мощь он приобретает в летнее время, а сейчас, зимой, он скован льдом и выглядит вполне спокойно. Водопад окаймлён скалами и находится в своеобразных каменных воротах. Если смотреть на водопад снизу, то сразу за ним будто бы вырастает лес, и кажется, что река в этом месте появляется из ниоткуда, однако это всего лишь иллюзия – перед водопадом река круто поворачивает и потому создаётся такой эффект. Водотоки Хармын-Дулю разделены большой скалой, которая на фоне ледяного водопада напоминает скалу-нунотак на леднике. Таким вот оказался зимний Хармын-Дулю – некогда грохочущий и мощный водопад мирно дремлет под ледяной коркой в ожидании весны, которая освободит его от снежных оков и вернёт ему былую мощь, когда он по-прежнему будет внушать трепет и уважение тем, кто осмелится сплавиться летом по реке Снежной. У водных туристов водопад считается непроходимым, известны лишь единичные случаи его прохождения.

Водопад Хармын-Дулю

Зимний Хармын-Дулю крупным планом

У водопада обедаем, отдыхаем и, конечно же, фотографируемся. Примечательно, что снегоход ушёл дальше за Хармын-Дулю левым берегом, но подниматься и смотреть что там у нас уже не было ни желания, ни времени. Время четвёртый час дня. Надо было возвращаться назад. Мы и так уже не успевали вернуться засветло.

Обратно возвращаемся по следу снегохода, волоча лыжи за собой. Через 40 минут проходим Ара-Буректай и снова ступаем в узкую долину. Солнце клонится к закату и его лучи постепенно покидают ущелье реки. Когда мы подошли к Мрачному каньону, закат уже раскрасил розовыми красками белоснежные вершины. Начинались сумерки, и каньон от этого становился ещё мрачнее, но мы его всё-таки успели пройти до наступления полной темноты. Через полчаса ходу после каньона окончательно стемнело и пришлось достать фонари. Последние пару километров дались тяжело – это расстояние тянулось бесконечно, казалось будто мы шли его намного дольше, чем было на самом деле. Но через полчаса, в восьмом часу вечера, мы подошли к нашему лагерю.

Сегодня нас ждал праздничный ужин в виде пельменей, поэтому мы быстро переоделись и принялись кипятить воду, а если быть точнее – то топить снег. Вскоре ужин был готов, и, помня про правило «ешь быстрее, а то замёрзнет», мы мигом опустошили миски. Напившись чаю, мы снова улеглись спать уже к 10 часам вечера. Стоит заметить, что в зимнем походе важно не переусердствовать с чаем на ночь, так как потом заставить себя вылезти ночью из тёплого спальника на мороз тот ещё подвиг, который будет не каждому под силу. Спалось в эту ночь намного лучше – ветер не мешал спать, да и пройденные сегодня 26 километров способствовали крепкому сну.

День третий

Подъём также в 7:30. Не торопясь собираемся. Утро сегодня не такое ветреное, как вчера, но всё равно довольно прохладно. К 10 часам лагерь собран и можно выдвигаться в обратный путь. В этот раз я сложил большую часть вещей в штурмовой рюкзак в сани, и лишь то, что не вошло, оставил в рюкзаке за спиной. Всё-таки санки удобная штука, особенно если грамотно распределить вес груза на них.

С санями на выходе
Солнце осветило горы
Долина Снежной в низовьях
Пик Тальцинский зимой

Когда утреннее солнце осветило вершины хребтов Хамар-Дабана, мы уже подходили к стрелке Селенгинки, подгоняемые попутным ветром, дующим сверху по долине реки. Чай в термосы на выход мы не заваривали, а потому не стали здесь задерживаться и пошли дальше. Теперь всё в обратной последовательности – распадок Тальцинского, где заснеженный пик смотрится величественно и сурово, зимой он не так приветлив, как летом. Дальше вновь участок с кустами, гладкий лёд Снежной, и вот уже виднеется Шапка Мономаха. Через 20 минут дорога выводит нас к турбазе, а ещё через 20 минут мы уже грузимся в машину. Поход окончен, впереди дорога домой.

Андрей Мордвинцев

Андрей

Sergey VНемного удивило, что пешком по снегоходке у вас выходило быстрее, чем на лыжах.
05.03.2024, 11:03:32 |
Андрей М

Sergey V:  Немного удивило, что пешком по снегоходке у вас выходило быстрее, чем на лыжах.

У нас были широкие лесные лыжи, для тропёжки, у меня так вообще ещё и с камусом, поэтому пешком было если не быстрее, то как минимум одинаково, но зато существенно легче
06.03.2024, 00:42:06 |
Егор ПолтавченкоСпасибо. Фотографии хорошие и читать интересно.
09.03.2024, 20:43:54 |
Евгений РензинИ вполне грамотный. И потому очень странно было встретить в нём две грубые ошибки — раздельное написание слова "докуда" и "одетые" лыжи. Лыжи одеть можно только в шкертики или липучку. На ноги их надевают.
Простите за занудство, ради бога. В остальном рассказ, правда, пондравился :) И фотки огонь! Преклоняюсь перед теми, кто не просто зимой ходит в походы, но ещё и фотает много. Вы совсем не мёрзнете что-ли?
09.03.2024, 23:21:59 |
Игорь Фефелов

Евгений Рензин: Вы совсем не мёрзнете что-ли?

Сибиряк — не тот, кто не мерзнет, сибиряк — тот, кто как надо одевается!
10.03.2024, 08:41:11 |
Андрей М

Евгений Рензин:  И вполне грамотный. И потому очень странно было встретить в нём две грубые ошибки — раздельное написание слова "докуда" и "одетые" лыжи. Лыжи одеть можно только в шкертики или липучку. На ноги их надевают.Простите за занудство, ради бога.

Ну, с кем не бывает :) Надеюсь, тут это простительно, не Всероссийский диктант же писал))
11.03.2024, 22:26:36 |
Андрей М

Евгений Рензин: Вы совсем не мёрзнете что-ли?

Зимние походы не так страшны, как кажутся со стороны. Я раньше тоже не представлял, как буду ночевать в палатке зимой
12.03.2024, 00:32:58 |
Игорь ВороновРад видеть новых авторов на сайте! Андрей, побольше вам походов, а нам отчётов)
14.03.2024, 10:44:01 |
MustaphaС удовольствием прочел ваш рассказ, помечталось. Сколько раз хотел так пройтись (на лыжах ест-но), да все недосуг. В начале, переломный момент про пиво, повеселил.
Друг рассказывал, как в 90-е или раньше, ходил на лесных на Соболя, тропить приходилось примерно от турбазы, обратно скатывался с морены по пухлякам, как сейчас, по-фрирайдному.
19.03.2024, 12:05:20 |
MustaphaБыла такая зимуха за Соболями, Бородинская наз. интересно, что с ней сейчас? Слыхал такую историю про строителя этого зимовья: обнаружили у него рак, сказали — жить недолго осталось тебе, Борода, а он взял, да и свалил в тайгу, построил зимуху и стал жить-поживать, и даже выздоровел. Может кто слышал что-то такое?