3 сентября рано утром я и мой походный товарищ Вадим Оленников выезжаем из Иркутска в сторону Тункинской долины. У нас есть 3 дня погодного окна для того, чтобы посетить прекрасные места, в которых мы оба давно мечтали побывать! После дождя, прошедшего накануне, гольцы затянуты облаками, но прогноз хороший, и мы верим, что он сбудется!

Ступа в Галбае

Машину оставили у местного жителя, он же подкинул нас до начала маршрута к реке Харимта. Вышли мы где-то после 10 утра, и первые километры — это довольно скучная грунтовая дорога по лесу, постепенно набирающая высоту. Описывать её смысла нет, скажу лишь, что вам обязательно нужен GPS трек, т.к. на пути есть несколько развилок, а маршрут никак не помечен. Прошли около 7,5 км, дорога закончилась, лесная тропа пересекла сухое русло какой-то речки и полезла на крутой склон. Нам необходимо перевалить из этого безымянного ущелья на реку Харимта, для чего сперва набираем метров 200 по этому склону, заваленному горельником, а потом около 100 метров сбрасываем к Харимте по весьма крутой тропе. Такой вот хитрый манёвр.

Харимта

Важно отметить, что на всём пути до Харимты, а это почти 10 км, нет никакой воды, так что запасайте её с собой! После спуска к реке мы сперва пробираемся по плохой тропе правым берегом, затем переходим на левый и далее движемся только по нему. Тут тропа уже получше. К 15 часам доходим до развалин зимовья, обедаем неподалёку.

Развалины зимовья на Харимте

Вскоре на обоих берегах начинаются длительные завалы курумника — следы сошедших селей. Здесь скорость передвижения существенно падает.

Переход по курумнику

Пересекая селевые выносы, любуемся красивыми скалами на гребне справа.

Красивые каменные останцы

Около 16:30 проскакиваем хорошую стоянку под массивными кедрами и начинаем подъём на морену с выходом из зоны леса. С подъёма открывается красивый вид на Тункинскую долину.

Подъём над ГЗЛ

Мы поднялись немного не оптимально, слишком далеко от реки, и далее спускались к ней. К моему удивлению, русло Харимты было сухим. А ведь ниже она довольно полноводная, мы место, где её можно по камням перескочить, далеко не сразу нашли! Однако, ещё выше вода снова появилась. Везде мхи, болотистая почва, не сразу определились с местом ночлега, по итогу разбили лагерь недалеко от водопада на притоке Харимты под очередной мореной.

Водопад на притоке Харимты

Как только солнце скрылось за хребтом, сразу становится очень холодно, одеваю пуховик, шапку, вторые штаны. Днём ещё как будто лето, идем обливаясь потом, но по вечерам осень уже даёт о себе знать. Вечером долго не сидим, я лишь дождался первых звёзд и сфотал нашу палатку под пиком Портер, над которым как раз расположилась Большая Медведица.

Наша палатка под пиком Портер

День 2, 4 сентября.

Утром проснулся в 6:40, а пики уже горят огнём! Вся палатка мокрая от росы и конденсата. Но ждать, пока солнце осветит наше ущелье, некогда. Потом просушим, хочется выйти и пораньше взять перевал.

Верховья Харимты

Поднимаемся на морену, и видим, что здесь остановиться было бы оптимальнее: виды красивее, почва не такая болотистая, солнце освещает раньше.

Подъём на морену

Позади нас остаётся пик Доктор, по левую руку — пик Портер, а впереди — наша промежуточная цель — перевал Трёх Декабристов.

Перевал Трёх Декабристов

Пересекаем большое ровное поле, и начинаем подъем на очередную морену, по которой стекает ручеёк с водопадиком.

Подъём по морене с ручьём

Подошли под перевал мы около 9:30 утра. Отсюда он кажется совсем простым: травянистый склон до самого верха.

Подъём на перевал Трёх Декабристов

Так оно и оказалось. Пол часа делов — и мы на перевале. Чаёк, фоточки, и пора на спуск, впереди нас ждёт чудесная долина Архута, о которой мы так давно мечтали!

Вид с перевала Трёх Декабристов в сторону Архута

Спуск с перевала Трёх декабристов так же по травке. На мой походный опыт — это наверное самый простой перевал, который я проходил в Саянах.

Спуск с перевала Трёх Декабристов

А вот дальше начинаются нюансики. Самый логичный путь к водопадам и озёрам — ключевой точке нашего путешествия — направо. Там надо перейти несколько горок, траверсируя склон. Впрочем, не буду рассказывать про путь, который сам не проходил, знаю только, что коммерческие группы водят именно так. Нам же хочется спуститься вниз к Архуту, посмотреть что там есть интересного:)

Спуск внутри каньона

Примерно на высоте 2000 м ручей, стекающий со склона перевала, уходит в глубокий каньон. Его можно либо обойти слева по травянистому склону, либо пройти внутри. С дуру лезем прямо в каньон. Я читал в описании перевала, что он вполне проходим в сухую погоду. Действительно проходим, но там довольно крутой спуск по живому курумнику. Не очень приятно для ног… В общем, второй раз я бы там не пошёл, лучше уж обойти его слева. Но опыт интересный получился:)

Спуск по ручью

Итак, к 11:30 мы наконец преодолели все препятствия, и спустились в прекрасную долину реки Архут, как раз к границе зоны леса.

Верховья Архута

Вижу, что по левому берегу реки есть тропа. Перепрыгиваем туда по камушкам и залезаем на высокий борт. Нам нужно пройти немного вниз по течению до первых архутских красот. Вскоре выходим на большую поляну, обильно покрытую ковром из спелой черники. Где-то внизу справа в ущелье слышен водопад, и по карте он обозначен, но с высокого левого берега Архута его не видно.

Водопад в ущелье Архута

Нужно спуститься метров 50 по крутому сыпучему склону и перебрести реку, тогда водопад открывается во всей красе. Замечательный водопад, не зря шли сюда!

Возвращаюсь обратно на поляну, пересекаю её и через 200 метров выхожу на берег левого притока Архута. На карте здесь обозначен ещё один водопад. Видимо, в этом месте по долине проходит разлом. Спуск к этому водопаду не такой крутой, но чтобы красиво сфотографировать, реку так же нужно перепрыгнуть по камушкам.

Водопад на левом притоке Архута

Итак, налюбовавшись водопадами, возвращаюсь на черничную поляну. Вадим в это время как раз высушил тент от палатки. Пора идти дальше. Спускаемся к реке чуть ниже каньона и переходим на правый берег. Тут тропа резко поднимается на высокий борт, и дальше практически теряется в высокой траве и кустах.

Долина Архута

В принципе, она там особо и не нужна, да и пройти нам необходимо километра полтора до ущелья ручья, правого притока Архута. Здесь в 13.30 останавливаемся на обед, и дальше наш путь лежит вверх по ручью.

Правый приток Архута с водопадами

Практически весь он состоит из маленьких или больших водопадиков. Тропа есть, но слабая, возможно даже и не человеческая, хотя иногда она выводит на берег ручья как раз в местах, где красивые водопады.

На берегу ручья

А иногда мы и вовсе теряем её, продираясь сквозь кусты и бурелом. По итогу, набрав около 200 метров высоты подходим к поляне, откуда открывается вид на высокий водопад, около 100 м.

Водопад Удивительный

Фото, сделанное на ширик, не очень хорошо передаёт масштаб этого зрелища! Этот водопад, вытекающий из нижнего озера, называют Удивительный. А следующий водопад, который вытекает из верхнего озера и впадает в нижнее — Изумительный. Впрочем, мы его ещё не видим.

Водопад Удивительный, вытекающий из Живого озера

Озёра, в свою очередь, называются Живое (нижнее) и Мёртвое (верхнее). Чтобы подняться по крутому склону, отклоняемся несколько вправо, обходим крутые скалы, и примерно в 16 часов располагаемся на берегу нижнего озера.

Живое озеро

Водичка в озере холодная, я лишь слегка ополаскиваюсь. К тому же, солнце довольно скоро уходит за хребет. Когда нет ветра, вода в озере зеркально отражает горы, и это очень красиво! Как раз напротив нас в озеро впадает водопад Изумительный. Он так же высотой метров 100, но выглядит не так мощно, как Удивительный:)

Водопад Изумительный

От места нашей стоянки можно подойти к краю пропасти, откуда немного видно лишь самый верх Удивительного водопада. Всё равно впечатляет!

Удивительный водопад, вид сверху

Озеро, кстати, не зря называют Живым, в нём действительно водятся какие-то рачки. Ближе к закату обходим озеро по берегу. С левой стороны по часовой стрелке там в основном травка, а с правой -курумник, туда не идём.

Панорама Живого озера

Ветра нет, в зеркале озера красиво отражаются соседние пики.

Отражение пика 2417 м

Вечер — самое время для фотосессий. Дальше решаем не подниматься, всё равно завтра туда же идти.

Вечер на озере

Не знаю, что ещё здесь можно написать, поэтому просто выложу подряд несколько фотографий этого вечера. Вот вид на Мёртвое озеро:

Мёртвое озеро

Два озера в одном кадре:

Два озера и два водопада

На закате небо раскрасилось яркими красками. Сделал фото ущелья Архута.

Долина Архута на закате

А на этом фото, если приглядеться, можно найти нашу палаточку:)

Живое озеро на закате

Вечер был абсолютно тихим, вода в озере — как зеркало. А вот ночью начался сильный ветер, трепал палатку, не давая заснуть. Из-за этого я встал утром слегка разбитым и не отдохнувшим. Но делать нечего, нужно идти на выход, ведь на следующий день по прогнозу начинаются дожди.

День 3, 5 сентября.

Утро на озере

У нас было 2 варианта: либо траверсировать склон направо, выходя к перевалу Трёх Декабристов, либо идти вверх и выходить в Тункинскую долину через перевалы Верхнеозёрный и Кушуар. Выбрали второй вариант, т.к. хотелось чего-то новенького. Тем более, что таким путём мало кто ходит, я в сети видел лишь пару отчётов.

Подъём к верхнему озеру

Выходим около 8 утра, и минут за 40 достигаем Мёртвого озера. Я, кстати, не посмотрел, действительно ли там нет совсем никакой живности… но оттаивает оно точно позже нижнего.

Верхнее (Мёртвое) озеро

Итак, чуть позже 9 утра мы начинаем подъём к перевалу Верхнеозёрный (2170 м, 1А). Для этого нужно от места выхода на Мёртвое озеро пройти влево по курумнику и начать лезть на стенку, состоящую из крупноглыбовой осыпи. Набор высоты от озера около 150 м.

Подъём на перевал Верхнеозёрный

У перевала Верхнеозёрный 2 седловины, разделённые скалой. Перевалом обозначена правая (относительно подъёма от озера) и чуть более высокая седловина. Но лучше подниматься на левую седловину: она пониже, и подъём кажется более простым, там больше травки, меньше курумника. На снимке ниже я обозначил 1. Левую, простую седловину, 2. Правую, более сложную седловину (именно она обозначена как перевал Верхнеозёрный), и 3. — перевал Кушуар.

Седловины перевала Верхнеозёрный

Итак, около 9:30 мы забрались на этот перевал, сверху Мёртвое озеро выглядит похожим на Сердце:)

Озеро в форме сердца

Спускаемся в цирк, делаю ещё один кадр перевала с обратной стороны. 1. — седловина, обозначенная на карте как перевал. 2. — седловина, которая выглядит как более логичная для спуска и подъёма. Почему первопроходец выбрал как перевал именно седловину 1., для меня остаётся полнейшей загадкой. Перевал Верхнеозёрный сам по себе ценности не представляет, он просто соединяет долины правых притоков реки Архут, и проходится в связке с перевалом Кушуар для выхода в Тункинскую долину. И вот, если бы существовал траверс склона между перевалами, чтобы не спускаться вниз, теряя высоту, а сразу пройти с Верхнеозёрного на Кушуар, то логично было бы выходить именно на седловину 1. Но такого траверса нет, наверху там непроходимые скалы, а по склону такой курумник, что проще уж спуститься в цирк, и оттуда уже штурмовать Кушуар. Поэтому я считаю правильным перенести обозначение перевала Верхнеозёрный на седловину 2., чтобы не вводить туристов в заблуждение.

Перевал Верхнеозёрный

Чуть передохнув, продолжаем наш путь, впереди нас поджидает следующий перевал, Кушуар. Подъём на него занял у нас минут 50. Там практически сплошной курумник с обеих сторон. Вышли на вершину мы около 10:15. Перевал назван так по первым слогам названий долин рек, которые он соединяет: Куку-Шулун и Архут.

Подъём на перевал Кушуар

В общем, отвратительный перевал. Хорошо ещё, что не очень высокий, 2270 м. Спускаться с него надо крайне осторожно, т.к. многие валуны живые, легко спустить камнепад.

Спуск с перевала Кушуар

В цирке перевала, в верховьях ручья Куку-Шулун находится симпатичное озерцо. Останавливаемся на обед около 12 часов дня немного за ним.

В цирке, вид на перевал Кушуар

Вообще, красиво тут. Кое-где уже как будто настоящая осень. Хотя по-прежнему очень тепло. На перевале со стороны Тункинской долины дул сильный ветер, но в цирке уже было спокойно.

Первые признаки осени

Пообедав, примерно в 13:15 начинаем спуск по долине Куку-Шулун. В верховьях там альпийские луга: травы, мхи, кусты. Идём сперва левым берегом, потом переходим на правый. Вода в ручье есть примерно до отметки 1850 м. Далее русло сухое и каменистое.

Вид на ущелье Куку-Шулун

Спускаемся до зоны леса (примерно на 1800 м), и продолжаем идти по лесу правым берегом. Здесь кедрач, и виднеется слабая тропка. Не очень понимаю, человеческая или звериная, но ведёт в нужном нам направлении. На высоте 1700 м обнаруживаем балаган с костровищем. Видимо, местные жители ходят сюда за шишкой/травами.

На фоне Тункинской долины

Однако, почти сразу после балагана, начинается крутой спуск по каменистому склону. Камни покрыты мхом, зачастую не видно, куда ставишь ногу, можно провалиться в щель между камнями, плюс в лесу много поваленных деревьев. Решаем, что по руслу будет идти удачнее. Но тоже такое себе, честно говоря… уклон крутой, камни в реке огромные, передвигаться тяжело. Скорость сильно упала. Плюс жара на открытом пространстве. И воды нет нигде, хорошо, что в бутылки запасли.

Спуск по сухому руслу Куку-Шулун

Дальнейший наш путь я уже почти не снимал. До отметки 1500 м ковырялись по руслу, потом я нашёл тропу, выводящую на левый берег. Она как будто оказалась звериной. Шли по лесу левым берегом, там человеческой тропы нет, временами пользовался звериными, если они вели в нужном нам направлении, либо же вовсе без тропы. Вадиму это всё сильно не нравилось, да и мне, не скрою, тоже, но что делать, по лесу хотя бы можно более менее идти, по руслу же просто скачешь по камням с очень низкой скоростью. Такое себе удовольствие. На отметке 1112 м, когда уклон стал уже гораздо меньше, в первый раз набрели на колею от машины, тут же стали попадаться многочисленные пеньки и поваленные стволы деревьев. Пытались пройти по это колее, но она вела куда-то сильно левее, чем нужно, вернулись к руслу. Потом на отметке 995 м, снова наткнулись на колею, которая пересекала Куку-Шулун, и далее вела вроде бы в нужном нам направлении. Так и вышли на дорогу, по которой забрасывают на Улябор. Несколько километров по дороге — и мы у вулкана Хара-Болдог, откуда нас забрал местный житель, у которого мы оставили машину. Всё, поход окончен!

Последние метры похода

Всего мы прошли 36 километров с общим набором высоты 2565 м. Могу ли я рекомендовать этот маршрут? Первую часть до озёр — однозначно да! Это невероятно красивые места, где стоит побывать каждому, кто любит горные походы. Выход же через перевалы Верхнеозёрный и Кушуар со спуском по ручью Куку-Шулун — только если вы достаточно опытный турист, знаете как ориентироваться на местности и умеете много ходить по курумнику. Для новичков рекомендовал бы идти обратно через Трёх Декабристов и по Харимте. Можно и удлинить маршрут, перевалившись с Архута на Белокопытку, там есть различные варианты (например, перевал Четвёрка), и далее в зависимости от количества свободных дней и погоды, разгуляться простор очень большой. В общем, район интересный, надеюсь посетить его в будущем неоднократно!

Михаил Тильпунов

Наталья КривошееваСпасибо за отчет, все четко. ясно и по делу. А фотографии просто отличные!
28.10.2023, 13:19:36 |
Инна ЯрушинаСпасибо за великолепный рассказ! За чудесные фотографии, передающие величие и красоту Тункинской долины!
30.10.2023, 14:40:32 |
Константин СухановОтлично подан материал, интересные места для ПВД.
31.10.2023, 07:29:26 |
ЕленаЗамечательные фотографии, лаконичный, ёмкий текст. "Краткость — сестра таланта" — прав был классик.
31.10.2023, 09:35:50 |
Михаил Тильпунов

Наталья Кривошеева: Спасибо за отчет, все четко. ясно и по делу. А фотографии просто отличные!

Спасибо за внимание!
31.10.2023, 13:41:26 |
Михаил Тильпунов

Инна Ярушина: Спасибо за великолепный рассказ! За чудесные фотографии, передающие величие и красоту Тункинской долины!

Спасибо, тут больше не про долину, а про горы, но таки да, величие передают:)
31.10.2023, 13:42:14 |
Михаил Тильпунов

Константин Суханов: Отлично подан материал, интересные места для ПВД.

Да, очень интересные:)
31.10.2023, 13:43:50 |
Михаил Тильпунов

Елена: Замечательные фотографии, лаконичный, ёмкий текст. "Краткость — сестра таланта" — прав был классик.

Спасибо! Я и правда сильно сократил изначальный текст этого отчёта:)
31.10.2023, 13:44:31 |
Sergey VДва озера и два водопада — настоящая изюминка маршрута. За это отдельное спасибо :) В принципе, в верховьях Архута немало народу ходит, а эти на редкость интересные места почти не посещаются.
Мы в 2014 году совсем рядом там гуляли, и время было, но про озёра и водопады ничего не знали. Сходили какое-то странное, простенькое колечко из 4 перевалов за день.
31.10.2023, 14:59:22 |
Евгений ДоДа, познавательно, спасибо. Планирую тоже посетить Харимпту. По поводу Кушуара — да, подтверждаю, что подъём и спуск — для опытных туристов. Очень подробно описал подъём пользователь Mikka, с отрисовкой на карте. Там особых проблем с ориентированием нет. Трудность представляет подъём без тропы и без воды. Мы с женой в в конце июля, в 22 году прошли через перевалы Кушуар, Харсапку и Миндальный Южный. И ушли через Белокопытку, перевал Иркутянок и перевал Аршан. Не сказал бы, что людно было. Людей увидели только возле перевала Аршан.