День 1, 11 июля.

Я и моя супруга Ира садимся в Иркутске на заранее забронированную маршрутку до турбазы "Сухой Ручей". Мы в ней единственные туристы с большими рюкзаками, все остальные едут цивильно отдыхать в многочисленные санатории Тункинской долины, в том числе Аршан, Жемчуг и Нилова Пустынь. Пока ехали, светило солнце, но тучи постепенно сжимали долину со обеих сторон. Вершины Тункинских гольцов были скрыты в облаках. Настроение тревожное. И только мы выгрузились из машины у ворот турбазы "Сухой ручей", как начался проливной дождь. Переждали в столовой минут 30 первый заряд и выдвинулись в путь. В дальнейшем солнце продолжало светить нам в спину, а сверху капало, иногда лило на протяжении 2 часов подъёма к поляне, докуда забрасывают группы на грузовиках.

Тункинские гольцы в облаках

После этого места начинается народная Шумакская тропа. Примерно через час пятнадцать достигаем большой поляны у озёр, с новыми навесами и зимовьем. Здесь заканчивается знакомая нам часть маршрута: тропа на Шумак забирает направо вверх, а тропа на Хубуты - прямо. На поляне людно: зимовьё заняла группа, которую забросили раньше нас, рядом стоит ещё несколько палаток. Но место под новеньким навесом свободно. Подхожу к озерам посмотреть обстановку: от них открывается хороший вид на горы.

Озеро на развилке Шумак — Хубуты

Дождя вроде нет уже 1,5 часа, но ситуация неоднозначная. Решаем, что на сегодня мы и так молодцы, и пока есть возможность оставаться под крышей, лучше ею воспользоваться. Ставим палатку прямо под навесом.

То же озеро на закате

Воду на стоянке лучше брать не из болотистого озера с пиявками, а спуститься вниз к реке Хубуты. А у озера лучше просто посидеть, полюбоваться видом на горы. Вечером гольцы показались из-за облаков, есть надежда на то, что завтра погода даст возможность продолжить наш путь.

Перед ущельем Хубутов

День 2, 12 июля.

Утром второго дня дождик поливал минут 15, пока мы ещё лежали в палатке, потом перестал, и даже стало проглядывать солнышко. Быстренько собираемся, проглатываем завтрак и выходим по тропе к ущелью Хубутов. Первые минут 40 тропа ведет по болотистому лесу, где можно легко промочить ноги и без всякого дождя. Выходим на берег реки уже непосредственно перед ущельем. Тут река вытекает из глубокого каньона, на берегу есть несколько мест для стоянки.

У Хубутского водопада

После этого начинается довольно крутой подъём на левый борт каньона. Набор высоты здесь более 100 метров, и в конце концов мы выходим к большой поляне, на которой находится разрушенное зимовьё, большая удобная стоянка, а вдалеке шумит Хубутский водопад. Идём скорее к нему! Водопад красивый, в нём два каскада, и хороший вид открывается с крутого борта ущелья.

Вид на ущелье Хубутов сверху

А если пройти по тропинке вдоль края ущелья чуть ниже, то откроется вид в противоположную сторону — на каньон Хубутов и Тункинскую долину. Немного передохнули, полюбовались водопадом, и начинаем дальнейший путь по этой долине. Так и подмывает назвать её долиной Хоббитов!

Хоббит

А вскоре начинают попадаться и сами хоббиты: местные жители используют долину как летнее пастбище для коров и лошадей.

Прыг-скок по ручьям Хубутов

С крутых бортов ущелья стекают ручьи тоненькими водопадиками, а сама она ещё пока плотно укутана одеялом облаков, из которых временами накрапывает мелкий дождик.

Каньон Хубутов, вид вверх

Подъём в принципе не сложен, хотя есть и крутоватые участки, заросшие кустами курильского чая. Но тропа читается очень хорошо, ведёт она всё время левым берегом реки, высоко обходя каньон. Выше отметки 2000 м подходим к месту, откуда хорошо просматривается каньон реки Хубуты в обе стороны. В это время тучи уже начинает рвать, в небе появляются просветы.

Альпийские луга в верховьях Хубутов

Каши утренней хватило ненадолго, поэтому перейдя через ручей Мраморный, около 12:30 остановились на обед под высоким каменистым пупырём, там как раз есть удобная стояночка. После обеда нам встретилась группа туристов, возвращавшихся из-за Хубутского перевала. Они поведали нам, что впереди идёт 81-летний дедушка с двумя рюкзаками. Сперва затаскивает один из них, потом возвращается ко второму, затаскивает его, и так далее. Нам тут значит, и с одним то рюкзаком непросто, а он с двумя! Иш чё удумал. Да ещё и на Китой идёт, путь совсем не близкий!

Подъём на перевал

После 14 часов начинаем подъём непосредственно на Хубутский перевал. С неба периодически проливается вода, тут же светит солнце, погода меняется как калейдоскоп.

"Сырные" камни на подъёме к Хубутскому перевалу

В начале подъёма проходим мимо очень необычных «сырных» камней. Ветра и дожди поработали над ними, выточив породу, и оставив на камнях такие интересные дырочки и щели.

Пастбище на перевале Хубутском

Достигаем перевала в 15 часов дня. Здесь обширное поле, на котором пасутся лошадки. Сам перевал состоит как бы из двух частей, между которыми находится озеро.

Озеро на Хубутском перевале

Тут же догоняем и дедушку. Реально, у него тяжёлые рюкзаки, но сам он весьма оптимистичный и любит почесать языком про то, как важна физуха в горах, и хорошая подготовка по снаряге. 2 рюкзака этой снаряги и еды он тащит с собой уже очень долго. На обратном пути водитель маршрутки сказал нам, что завозил этого дедушку ещё 1,5 недели назад.

Спуск с Хубутского перевала

Заглядываем за перевал, и видим, что оттуда прямо на нас движется чернейшая туча! Ну что делать, спускаемся вниз на встречу приключениям! Около 40 минут идём под проливным дождём, как раз добираемся до первого каньончика на Баром-голе.

Верхний каньон Баром-гола

Погода сегодня очень контрастная, здесь уже светит солнце! Тропа ведёт нас сперва правым, а потом левым берегом Баром-гола. Это неглубокая речка, спокойно перепрыгивается по камням.

Баром-гол

Путь по левому берегу то и дело пересекают ручьи, выносящие с гор белый песочек. Этот недолгий спуск по Баром-голу после дождя отложился в моём сердце как один из самых восхитительных моментов этого похода! Основная задача на сегодня практически выполнена, осталось дойти до места стоянки на стрелке Баром-гола и Архата пару километров. Тропа не сложная, солнышко светит, такая красота вокруг!

Долина Баром-гола

В конце пути осталось преодолеть небольшой подъём, в обход нижнего каньона на Баром-голе, потом крутой спуск и вот мы видим стрелку Баром-гола и Архата.

Стрелка Баром-гола и Архата

Не доходя до стрелки метров 200, на левом берегу Баром-гола мы нашли чудесную стояночку, и пока ставили палатку да натягивали тент, снова пошёл мелкий солнечный дождик. Дошли до запланированного места ночёвки мы в 17.40, догнав график. Этот дождик быстро закончился, и погода дала нам ещё возможность помыться в реке, постирать одежду и чутка порелаксировать под солнечными лучами. А вот потом затянуло уже весьма конкретно, усилился ветер, и на весь вечер загнал нас с Ирой под тент, а потом и в палатку.

Каньон Архата

День 3, 13 июля.

Дождь лил всю ночь, но к утру прекратился. Сходили на разведку, нашли тропу вверх по правому берегу Архата. Она не сразу видна, т.к. теряется в болотистых мхах, чтобы подсечь её, нужно забраться на склон ущелья. Выдвинулись в путь мы в 10:30 утра, что довольно поздно.

Водопад на Архате

Сперва шли высоким правым берегом реки, и любовались огромным каньоном. Завернув за угол, увидели большой и красивый водопад внизу. К сожалению, снимок не передаёт огромный масштаб этого вида.

Стрелка Архата и Дабан-Жалги

Тропа тут зажата между обрывом и склоном горы, в районе видовки на водопад она прослеживается очень чётко, а потом снова теряется в болотах и мхах. Прошли каньон с водопадом, потом устье Дабан-Жалги, далее начался второй каньон, всё так же продолжаем идти правым берегом Архата.

Верхний каньон на Архате

После обхода второго каньона вышли из зоны леса, тут началась практически тундра, тропа видна более чётко. Местность пересечена лавинными выносами с горы, и иногда тропу можно найти по турикам на границе этих выносов. После обхода пригорка, началась великая Архатская наледь.

Великая Архатская наледь

Идти прямо по льду я не рискнул, он как-то проминался под ногами, обошли эту наледь по твёрдой (относительно) поверхности, после чего, примерно напротив устья ручья Барун-гол, начались какие-то болота, кусты, курумники. В общем, идти правым берегом Архата стало совсем невыносимо, да и по описанию, здесь уж точно пора было переходить на левый, и искать тропу там.

А под наледью — пески

У Иры это получилось довольно шустро: проскочила по камушкам. Но течение там довольно бурное, я задробил прыгать, поэтому перебрёл Архат по колено в спокойном месте.

Брод Архата

Тропа по левому берегу нашлась очень быстро, и по ней мы бодренько дошагали до нижнего и самого большого Архатского озера. На тропе в одном месте отчётливо отпечатались следы взрослого медведя и медвежонка.

Нижнее озеро на Архате

В верховьях Архата есть целый каскад озёр, отделённых друг от друга моренами. Обходятся они все левым берегом. Нижнее озеро находится на отметке 2114 м, по его берегам ещё цветут жарки, до этого они нам нигде уже не встречались (отцвели к середине июля).

Нижнее озеро, вид с подъёма к Среднему озеру

Примерно посередине озера тропа затерялась в болотинке, так что на морену поднимаемся как попало. К сожалению, мы выбрали не оптимальный путь, и прошли мимо красивого водопада на Архате, который находится между нижним и средним озёрами.

Среднее озеро в верховьях Архата

Когда увидели второе озеро, оно находилось в стороне и сильно ниже нас, потом всё равно пришлось спускаться к нему. Тропы здесь так же не заметно: берега болотистые, в таких местах тропы не сохраняются. Единственным указателем, как правильно найти подъём на следующую террасу к третьему озеру, является здоровая пирамидка из камней, видимая издалека.

Зыбучие пески

К этому времени суровые тучи потихоньку начинает рвать, временами даже появляется солнышко. Третье озеро находится на высоте примерно 2200 м, но его практически не видно, оно отделено рекой. Архат петляет по долине, которая представляет собой сплошную болотину. Обходим её ближе к краю, по возвышенности, где не так топко.

Верховья Архата

Нам нужно подняться по ещё одной морене, сквозь которую Архат прорывается небольшим водопадом.

Водопад в верховьях Архата

Дует ветер, от него хочется спрятаться, так что, зайдя за пригорок, наконец устраиваемся на обед. Время 15 часов, довольно долго мы поднимались вверх по Архату, немножко я промахнулся с таймингом в этот день. Все эти поиски тропы, обходы наледи и болот занимают время, да и вышли поздновато.

Вид на Верхнее озеро

В этот день нам предстояло перевалиться через перевал Поиск (2806 м, 1А), чтобы попасть в долину Ара-Ошей. После обеда, около 16 часов, начинаем штурм перевала.

Ручей под перевалом Поиск

У него как бы две седловинки, отделённые друг от друга скалой. Правая по ходу движения седловина на 20 м выше, чем левая, но зато к ней почти половина пути проходит по зелёнке. К левой же нужно подниматься через узкий кулуар, напоминающий бутылочное горлышко по жёсткой сыпухе. Поэтому держим курс на правую седловину.

Подъём на перевал по травке

Подъем крутой, и чем выше, тем становится круче. Иду зигзагами, чтобы хоть как-то облегчить себе страдания. Но когда зелёнка кончилась, и начались камни, уже просто ползём вверх.

Карабкаюсь по каменистому кулуару

Подъём по сыпухе крутой, до 40 градусов, вдобавок нога съезжает каждый шаг на пол шага вниз. Подъём занял у нас около 2 часов.

Вид с перевала Поиск в сторону Ара-Ошея

Забрались мы на перевал в 17.45. Сил, чтобы любоваться видами уже практически не осталось, да каких-то красот особо то и нет, в отличие от Хубутского. Правая седловина, куда мы вышли, очень узкая, практически сразу после подъёма начинается столь же крутой спуск. Вот только тут уже нигде нет зелёнки, он практически весь по такой же сыпухе, потом по курумникам.

Спуск с перевала Поиск

Спуск к ручью занял около часа, потом начался обход первого каньона на ручье с небольшим водопадом. Обходится он правым бортом.

Верхний водопад на ручье с перевала Поиск

Спускаемся в долину ручья, солнце к тому времени постепенно уходит за гору. Вскоре начинается нижний каньон, так же спускаемся правым бортом по крутому склону. И уже почти спустившись к стрелке ручьёв, видим огромный водопад. Точнее, в середине июля он всё ещё был представлен в качестве ледопада.

Нижний водопад на ручье с перевала Поиск

Очень красивое место, вызвавшее у нас большой восторг, не смотря на усталость. В принципе, в районе стрелки с ручьём Поисковым, уже полно ровных мест для стоянки, но здесь ещё голая тундра, нам хочется найти что-нибудь поуютнее.

Верхний каньон на ручье Поисковом

Спускаемся дальше вниз, впереди нас ждёт обход каньона ручья Поискового. Проходить его жутко неудобно: склон очень крутой, да ещё и состоящий из живого курумника. В самом конце необходимо по узкому осыпному кулуару спускаться в каньон, и облазить прижим для того, чтобы оказаться наконец на уютной полянке. Лагерь разбили около 9 вечера.

Утро в каньоне Поискового

За третий день похода мы набрали 900 м и сбросили 800 м, да и по расстоянию прошли не мало, около 15 км, так что очень устали. В общем, решаем, что больше в этом походе мы так утруждаться не будем. Уже пройдена самая тяжёлая часть маршрута, дальше можно передвигаться в более спокойном темпе.

Ручей Поисковый

День 4, 14 июля.

Уже утром было очевидно, что сегодня нам будет горячо! Солнышко появляется в узком ущелье ручья Поискового довольно поздно, но как только оно осветило нашу полянку, так сразу пошла жара! Выдвинулись в путь мы около 10 утра. Сегодня грандиозных планов перед собой не ставим: наша задача спуститься по каньону ручья Поискового до долины Ара-Ошей, и пройти вверх по течению, насколько захотим. Путь наш то и дело преграждают завалы курумника, приходится снова скакать по камням, как вчера.

Ступа в долине ручья Поискового

Мы идём правым берегом ручья, тропы здесь нет, но периодически встречаются костровища, и камни, сложенные кучей в виде походной бани. Неподалёку от места ночлега натыкаемся на большую ступу в виде сложенных друг на друга камней.

Брод ручья Поискового

Ниже ступы видим на обоих берегах ручья каменные турики, обозначающие место брода. Поисковый даром что называется ручьём — это довольно бурный поток, который не перепрыгнешь по камушкам. Приходится снимать ботинки и бродить примерно по колено.

Наледь на Поисковом

Ещё ниже по течению проходим огромную наледь. Как вам середина июля в Сибири, а? Лучший способ перезимовать лето — пойти в горы!

Нижний каньон ручья Поискового

Почти сразу после наледи начинается подъём на высокий борт левого берега. Поисковый углубляется в каньон, а мы обходим его по кедровому лесу. Здесь мхи, тропы всё так же нет, но направление движения в целом ясно. Идти, конечно, не очень удобно, но со стороны очевидно, что по правому берегу было бы гораздо хуже.

Стрелка Ара-Ошея и Поискового

Наконец, каньон закончился, осталось спуститься по крутому склону, и мы выходим к устью Поискового. Там передыхаем ненадолго на стоянке с костровищем. На часах 12:15.

Гробница Фараонши

Напротив устья ручья Поискового наблюдаем скалу с интересным названием «Гробница Фараонши». Здесь тоже наледи по берегам. Сама долина реки гораздо более широкая, чем все те, что мы проходили до этого. Возможно, только Архат в некоторых местах может сравниться. Ара-Ошей — это один из самых крупных притоков Китоя, длина реки 33 километра.

Каньон на Ара-Ошее

Чуть отдохнув, продолжаем путь правым берегом Ара-Ошея, и пройдя метров 600, видим каньон. Бросаем рюкзаки прямо на тропе, и бежим к нему налегке. Ну он просто шикарный, ярко зелёного цвета!

Купи-купи

Ну и конечно же, в такой жаркий день просто преступлением было бы пройти мимо и не окунуться в эти воды! Что я и проделал неоднократно. Там очень удобный камень для ныряния, где глубокое дно. Вода, кстати, теплее, чем в Байкале. Классное место, там же ещё и песчаный пляжик рядом. В общем, раз такое дело, то решили устроиться тут же на обед.

Каменная река

После обеда, миновав каньон, решаем перебрести Ара-Ошей, т.к. тропа по правому берегу не очень явная, постоянно теряется. На левом берегу реки тропа – автобан, и мы развиваем вторую туристическую скорость, довольно бодро прём по ней до приличной стояночки, которая находится перед первым большим селевым выносом.

Двойная радуга

Чёрная туча в небе, кажется, вот-вот должна пролиться дождём… так что принимаем решение табориться здесь, хотя времени ещё совсем не много, около 16 часов. Но только мы натянули тент и поставили палатку, как сверху на нас вылили первые вёдра воды в виде ливня. А вслед за ним в течение часа прошла ещё парочка:))) Это место как будто заманило нас к себе, а когда мы приняли приглашение — начало показывать свои чудеса! Сперва двойная радуга порадовала меня как фотографа. А потом я прогулялся вдоль берега, и понял, что здесь и правда очень хорошо!

Вечер на Ара-Ошее

Солнце то скрывалось в облаках, то подсвечивало отдельные горки. Вечер был тихим и спокойным, я с удовольствием занялся съёмкой красивой природы этих мест.

Пушится пушица

По большому счёту, предыдущие дни не баловали меня как фотографа-пейзажиста:( Закатов красивых не было ни на первой стоянке, ни на Баром-голе. С Архатских озёр мы вынуждены были уйти, как только солнышко готово было мне их подсветить как следует. А вечером в каньоне Поискового я уже так умотался, что было не до съёмки:(

Закат раскрасил макушку горы

И вот наконец-то день на расслабоне, весь вечер можно гулять по берегу в поисках сюжетов. Всё, ради чего я хожу в горы — было передо мной! В общем, не сказать, что прям шедевры получились, но это было, пожалуй, лучшее из того, что я снял в этом походе до сих пор. И сейчас, описывая наш поход, именно этот вечер я вспоминаю с особой теплотой.

Начало каньонов

День 5, 15 июля.

Сегодня мы поднимаемся дальше вверх по течению Ара-Ошея. Погода ясная, выдвинулись в путь в 9.30 утра, прошли несколько селевых выносов напротив устья ручья Среднего. После этого начинается довольно долгий обход двух верхних каньонов на Ара-Ошее.

Прекрасный Ара-Ошей

Тропа поднимается круто вверх среди многолетних кедров, часть из которых повалена, преграждая путь. Каньон с тропы практически не виден. И вдруг, тропа сама выводит нас к потрясающе красивому месту выше первого каньона. Перед нами открывается вид на небольшой водопадик, позади которого высятся скалистые вершины. Река здесь поворачивает на 90 градусов и устремляется вниз по каньону.

Вход в первый каньон

Просто шикарное место, не хочется отсюда уходить! Зависаем здесь минимум на пол часа.

Между первым и вторым каньоном

Выше местность выполаживается, тут есть хорошие поляны со стоянками. Виды просто обалденные, особенно в такую солнечную погоду.

Камень у начала подъёма

Второй каньон обходится так же левым берегом, и подъём начинается сразу после огромного камня. Он значительно круче, выше, чем первый, к тому же по-большей части проходит по открытой солнцу местности, что сильно выматывает. На подъёме есть развилки троп, и мы выбрали неправильный путь. Как сейчас понимаю, нужно было забирать правее, спускаясь в распадок, и обходя гору вдали от реки. Мы же в конце концов потеряли тропу на вершине горы и спустились снова на берег Ара-Ошея по какому-то бурелому.

Ара-Ошей выше второго каньона

Тут довольно ровный берег, есть пара стояночек, так что люди здесь явно бывают. Но тропинка по берегу явно не та, что была до этого, она совсем еле видна. Туристы, чей трек у меня был, вообще перебрели здесь Ара-Ошей и двигались далее правым берегом реки.

Но у меня к тому моменту появились основания не очень доверять их треку. Поэтому мы нащупали какую-то слабую тропку и снова начали подъём в распадок вдоль небольшого ручья. Подъем достаточно крутой, тропка то и дело теряется. По итогу мы выбрались на болотистое плато. Вершина горы, которую мы обходим, осталась слева от нас, а по правую руку возвышались крутые скалы. Осталось нам пройти это плавное плато и спуститься вниз к Ара-Ошею. Но погода между тем быстро портилась. Безобидные, казалось бы, кучевые облачка, почернели и явно угрожали нам проливным дождём.

Панорама болотистого плато

Уже перед самым спуском мы заприметили слева хорошо организованную стоянку с бревнами и костровищем на берегу высохшего ручья. Бежим туда, достаём тент, укрываем себя и вещи с первыми каплями дождя. Начинает громыхать, но поливает недолго. С пол часа пережидаем, пока грозовой фронт не пронёсся над нами, и спускаемся к берегу Ара-Ошея. Мы фактически уже вышли из зоны леса, какие-то деревья остались на склонах, но внизу у реки — только больно царапающие ноги кусты.

Спуск к Ара-Ошею

На сегодняшний день у нас были планы подойти к границе зоны леса, по возможности как можно ближе к началу подъёма на Улан-гольский перевал. Что мы и сделали. Тропа на него явно читается по правому берегу Ара-Ошея, и заворачивает за угол, обходя каньон ручья, стекающего с перевала. Осталось найти удобное место для стоянки, но его не видно.

Водопадик на левом притоке Ара-Ошея

Мы не любим ставить лагерь в голой местности. Такая уж привычка: в зоне леса как-то уютнее: есть, где тент закрепить, чтобы сидеть под ним в случае продолжительного дождя, да и ветер не так ощущается. А здесь же совсем голяк на берегу. Я даже сбегал до водопадика на левом борту ручья, притока Ара-Ошея, там виднелись какие-то деревья, но ровного места под палатку не нашлось. А жаль, вид оттуда на долину очень хороший.

Ара-Ошей выше ГЗЛ

Решаем перебрести на правый берег, ведь нам завтра всё равно туда, и поискать что-то ниже по течению. Ара-Ошей здесь растекается по ровной долине несколькими мелкими рукавами, и перепрыгнуть каждый из них по отдельности, не замочив ног, не сложно. Наконец, спустившись обратно где-то с километр, нашли хорошую обустроенную стоянку рядом с приметным двойным кедром. Ровного места около неё есть на целый лагерь.

Наша палатка на стоянке выше ГЗЛ

Обустраиваемся здесь, на часах 15.00. Погода, между тем, всё так же пасмурная, хоть и без дождя, но небо серое и идти больше никуда неохота. Даже до водопада на Ара-Ошее в паре километрах выше по течению, не говоря уж про озёра – истоки реки, которые были в изначальном плане на поход.

Алый закат над Ара-Ошеем

Кажется, на пятый день проявилась уже психологическая усталость от похода, нужен был просто отдых. Залегли в палатке и дремали пару часов. Я думал, этот вечер так и закончится скучно и серенько, но у природы были свои планы на этот счёт. После 6 часов внезапно стало просвечивать солнце, а где-то за хребтом снова загрохотало. А потом нам показали красивый алый закат. Спасибо Ара-Ошею за такой прощальный подарок нам!

Подъём к перевалу Улан-гольскому

День 6, 16 июля.

Встаём очень рано и выходим уже в 8.30 утра, по солнечной погоде. Чувствуем себя бодрыми и отдохнувшими. Сегодня наша задача перевалиться через Улан-гольский перевал и спуститься до ГЗЛ. Текущий с перевала ручей прорыл себе глубокие каньоны, их обходим по чёткой тропе правым берегом.

Финальный подъем на Улан-Гольский перевал

По большому счёту, весь путь вверх представляет собой обход каньонов ручья. Только было местность выполаживается, как вскоре снова нужно лезть в крутую горку, и обходить следующий каньон. А сам перевальный взлёт со стороны Ара-Ошея не крутой, порос цветочками, так что довольно скоро мы оказываемся на перевале Улан-Гольский (2715 м). Всего подъём от стоянки на Ара-Ошее занял 4 часа, с одной 15-минутной остановкой на передых.

Вид с Улан-Гольского перевала в сторону Тункинской долины

По сравнению с Поиском, Улан-Гольский перевал при схожей высоте со стороны Ара-Ошея даётся гораздо проще! Он и менее крутой, на склоне почти нет сыпухи, можно выбрать передвижение практически всё время по зеленке, или песочку. Так же на перевале достаточно много места, можно при желании даже палатку поставить:) Поймали связь, отзвонились, отписались кому надо. Увидели Тункинскую долину вдалеке и захотелось поскорее выйти в цивилизацию. Поэтому перенесли бронь мест в маршрутке на 2 дня раньше, решили, что успеем завтра к часу быть на Сухом ручье.

Вид на Саянский Маттерхорн

Со стороны Улан-Гола перевал выглядит покруче. Спуск по сыпухе осуществляем минут за 40. Из ущелья Улан-Гола очень красиво выглядит вершина Саянский Маттерхорн (3150 м).

В каньоне

Проходим относительно ровные участки, в верховьях Улан-гола, а далее начинается наш «любимый» каньонинг. Пытаемся везде идти правым берегом, иногда спускаясь практически к самой реке, иногда выходя на относительно ровные травянистые участки. К сожалению, их тут немного, местность изрядно пересечена селевыми выносами. Постоянно приходится взбираться на курумники, проходить их, спускаться, и взбираться на следующие, что сильно выматывает.

Брод Улан-Гола

Около 14.30 часов мы остановились на обед, подкрепились. Там как раз нашли чуть ли не единственный в округе ручей и поляны со следами стоянки. Примерно от этого места, с высоты 2100 м, начинается конная тропа. Идти, держась её, конечно удобнее. Минут через 30 перебрели на левый берег Улан-гола.

ГЗЛ на Улан-Голе

Отсюда начинается зона леса, и унылая каменная пустыня резко меняется на весёлый зелёненький пейзаж. Места для стоянки есть как возле брода, так и ниже. Там большая поляна рядом с ручьём, левым притоком Улан-Гола. На ней стояли местные жители с лошадьми. Спуск по Улан-гольской тропе в зоне леса весьма крут, река при этом остаётся далеко-далеко внизу. А сам лес внезапно напоминает Хамар-Дабанские джунгли: настолько плотная и буйная растительность, что с тропы не сойдёшь даже на метр. Это весьма нетипично для Саян, видимо в ущелье Улан-гола свой особенный микроклимат. На высоте около 1700 м тропа резко поворачивает налево, уводя из ущелья Улан-гола в соседний распадок по горельнику. Как только мы отвернули от Улан-гола, джунгли закончились, и далее уже мы шли по обычному Саянскому лесу. На всём отрезке пути от ГЗЛ до конца тропы есть лишь два источника воды: ручеёк на высоте 1655 м, едва бьющий из-под земли. И через несколько километров тропа выводит к другому ручью. Он слышен был где-то внизу, и там было место для стоянки прямо на тропе, но настолько неприглядное, что мы прошли мимо. Спускаться к ручью так же не стали, т.к. вода в бутылках была. Так же вдоль тропы множество кустов жимолости, и мы с удовольствием подкреплялись ей во время спуска. Примерно километра за 3 до выхода в цивилизацию, тропа превращается в дорогу. К улусу Хандагай-Убур мы вышли около 20 часов вечера. Идти отсюда пешком до Сухого ручья ещё около 15 км, поэтому я договорился с местными жителями, чтобы они подвезли нас на своей машине.

Впереди улус Хандагай-Убур

Местные жители были под хмельком, но деваться было уже некуда, не ночевать же прямо в поле! На этом историю можно было бы завершить, но подытожить я хочу вот чем: считаю, что нам просто невероятно повезло с выбранным погодным окном. Ночью разразилась сильнейшая гроза, а ливень поливал такой, что нашу палатку бы просто смыло ко всем чертям.

Турбаза "Сухой ручей"

А на следующий день, когда мы уже уезжали, снова громыхало в горах, и потом в походном чате туристы выкладывали, как в тот день на Шумакской тропе их побило мощнейшим градом. Нас же за весь поход лишь чутка помочило кратковременными дождиками, самый длинный из которых вообще пришёлся на ночь. Погода оказывает огромное влияние на восприятие похода: одно дело идти каждый день мокрым или пережидать дожди, лежа в палатке несколько дней. Другое — радоваться прекрасным пейзажам, освещённых солнцем, в сухих ботинках и одежде. Желаю всем хорошей погоды в ваших походах!

Михаил Тильпунов

theo Погода всегда имеет влиянии на исходы в такие путешествие, но думаю если будем ожидать
2 или 3 недели солнечно, тогда рюкзак не стоит упаковке.
Очень интересно и подробно история похода с замечательные фоторепортаж.
20.10.2023, 14:58:40 |
Владимир ГоловСмелые и умелые ещё не перевелись в наше время. Вдвоём сходить в Саяны, увлекательно рассказать об этом путешествии и при этом сделать отличный фотооотчёт.
Молодцы!
20.10.2023, 17:33:26 |
Марина Васильева (Красноштанова)Красивые виды! Спасибо за возможность снова побывать в знакомых местах.
21.10.2023, 03:13:48 |
ЕленаОтличный фотоотчёт, замечательные виды!!! Люблю Архат, Ара-Ошей, там всегда очень красиво. Самый необычный природный закат после дождя наблюдала именно там, он был сродни северному сиянию, просто врезался в память всей группе!
27.10.2023, 12:09:58 |
Михаил Тильпунов

Марина Васильева (Красноштанова): Красивые виды! Спасибо за возможность снова побывать в знакомых местах.

Давно не заглядывал сюда, а тут столько комментариев:) Спасибо за внимание!
31.10.2023, 13:46:35 |
Михаил Тильпунов

Елена: Отличный фотоотчёт, замечательные виды!!! Люблю Архат, Ара-Ошей, там всегда очень красиво. Самый необычный природный закат после дождя наблюдала именно там, он был сродни северному сиянию, просто врезался в память всей группе!

Да, очень интересные места. Можно сочинять различные нитки маршрутов, и ходить почти не повторяясь в том районе.
31.10.2023, 13:47:36 |
Михаил Тильпунов

theo:  Погода всегда имеет влиянии на исходы в такие путешествие, но думаю если будем ожидать2 или 3 недели солнечно, тогда рюкзак не стоит упаковке.Очень интересно и подробно история похода с замечательные фоторепортаж.

Отчасти согласен с вами, отчасти нет. В большинстве случаев нам редко удаётся скорректировать сроки многодневных походов, отпуск под которые берётся заранее. Тут уж как повезёт: если бы мы вышли неделей раньше, никуда бы мы не дошли. Там такие дожди поливали, что многие группы покуковав перед очередным бродом просто разворачивались. Нам же относительно повезло. Но если бы я видел в прогнозе непрерывные дожди каждый день, то скорее всего, просто отменил бы поход.
31.10.2023, 13:51:45 |
Михаил Тильпунов

Владимир Голов: Смелые и умелые ещё не перевелись в наше время. Вдвоём сходить в Саяны, увлекательно рассказать об этом путешествии и при этом сделать отличный фотооотчёт.Молодцы!

На счёт смелости, ну не знаю, мы просто прошлись по относительно хоженным местам, на категорийные перевалы и пики не совались, маршрут этот относительно простой. А рассказать да, есть о чём, поэтому и опубликовал здесь. Рад, что многим интересно:)
31.10.2023, 13:54:16 |
theo

Михаил Тильпунов: Тут уж как повезёт

Я это имел ввиду, кто не ждёт хорошего погода, заслуживает как правило немного счастья.