От Редакции: данный материал — перепечатка с RISK.RU

https://www.risk.ru/blog/219319, публикуется с разрешения автора.

Георгий Сальников — член секции горного туризма НГУ, МСМК по туризму, пятикратный чемпион России

Вообще-то хождение по трещинноватым ледникам — в горном туризме дело обычное. И проваливание в трещину участника в многочисленной группе — это не аварийная и даже не критическая ситуация, а вполне себе рабочий процесс. Четверка дюжих парней без полиспастов и без всякой предварительной подготовки выдергивает провалившегося вместе с рюкзаком в считанные минуты, и даже не на раз-два-взяли, а просто на раз! Вот, например, несколько запомнившихся инцидентов из прошлого.

Февраль 1985 года, Алтай, поход 3 категории. В тот раз горные походы на Алтае туристам запретили, за исключением двух месяцев в году: июля и августа. В феврале в горы МКК не выпускала, но в лыжный поход было можно. Поэтому формально у нас была лыжная тройка. Хотя самих лыж у нас не было, мы их в тот маршрут вообще с собой не брали.

Идем вверх по леднику Менсу. В связках, в кошках. Зимой там фирн — как бетон, ноги вообще не проваливаются, ледник ровный, движемся очень быстро. Повернули направо в сторону перевала Титова. Наша связка впереди: первым Олег — руководитель, я иду вторым, Серега Миронов третий. Олег смотрит уже не под ноги, а вперед — где на моренный вал лучше подниматься. Я тоже больше пялюсь на эту морену, а не на впереди идущего. Вдруг, ни с того ни с сего: упал, очнулся — лежу носом в снегу, зарубленный. Рывка не почувствовал. Че это я? Ага, впереди в снегу дырка, и натянутая веревка туда идет! Вон оно что, оказывается!

Мы шли в связке с ледорубами (хоть маршрут и "лыжный", но лыжных палочек мы с собой не брали тоже). Впереди на расстоянии вытянутой руки мы дополнительно вязали на связочной веревке австрийский и вставляли древко ледоруба в этот узел. Сейчас, лежа на снегу, я, как рычагом, развернул древко ледоруба с надетым на него узлом, на себя. Вся нагрузка перешла с обвязки на ледоруб, лежать стало намного удобнее. Оглянулся. Сзади точно так же лежит Серега. Вторая и третья связки... блииин, далеко на горизонте! Елы-палы, сколько ж они подходить будут, что ж мы так убежали... Однако, только мы с Серегой успели об этом промахе задуматься, глядь — а все уже тут как тут. Они издалека увидели, что наша связка ни с того ни с сего упала, догадались — дедукция — что это мы не на привале в снежку решили поваляться, и прибежали очень быстро. Выстроились у трещины, вытянули сначала рюкзак, потом Олег на зажиме сам вылез — сказал, так удобнее было.

- Я, как провалился, увидел ледяную ступеньку под ногами, на нее оперся, и нормально там стоял, не висел почти что. Поэтому никого не звал, не торопился — сами подойдут, достанут. Метра на четыре ушел.

Это было первое вытаскивание из большой трещины в моей практике. Не знаю, может, четверть часа весь процесс занял. Даже несерьезно как-то показалось. В секции на тренировках то же самое происходило дольше и мудренее. Но вот замаскирована была эта трещина — ни по цвету, ни по структуре, вообще никак сверху снег не отличался!

. . . . . . . . . . . . .

Февраль 1991 года, Киргизский хребет. Я руковожу четверкой. Только что прошли перевал Топкарагай, распутываем ледопад Кара-Тоо. В снегоступах, снега — по уши. Впереди плохое место. Какие-то беспорядочные, заваленные снегом разломы. Надо попасть на ту сторону. Посередине относительно ровный проход. Наверняка там где-то дырки, но, может, в снегоступах мосты выдержат.

Я пошел первым, второй в связке Шура Афанасьев. Скомандовал "внатяг", чтоб жестко страховал. Чувствуется, что где-то тут есть трещина, но она совершенно не читается. Ступаю мягенько, по-кошачьи. Веревка внатяг, снегоступы как-то держат. Даже показалось было, что уже прошел мост. Сначала провалился по пояс, подумал, что просто в снег, успел что-то сказать Шуре. Потом раз — и нырнул целиком.

Болтаюсь на веревке, в пустоте, безо всякой поддержки. Осматриваюсь — мать честная! Трещина просто охрененная! До ближайшей стенки метра два, никакой частью тела не дотянуться. Другая стенка еще дальше. Над головой потолок, и в нем продолговатая дырка. Потолок высокий, на глаз метров 6 как минимум. Оказалось, я хоть и угадал трещину, но не угадал ее направление. Я думал, что пересекаю трещину, а на самом деле шел вдоль нее. Каким-то образом прежде, чем провалиться, я сделал по потолку шагов, наверное, 7-8. Веревка пропилила этот потолок, и потому я ушел так глубоко, хотя Шура веревку все время внатяг держал.

Вокруг красотища! Вот только, думаю, как же они там наверху ко мне подбираться будут... А как отсюда вытаскивать, е-мое... Да, надо готовиться болтаться здесь долго. Самодельная обвязка оказалась удобная. Чувствую, что сижу в ней, почти как на пляже в шезлонге. Немножко мешает рюкзак, но не давит — по ощущениям, вполне смогу долго провисеть. Сунул ледоруб за пояс. Побаливает большой палец, которым ледоруб обхватывал. Но палец шевелится, болит не сильно, значит, без особых повреждений. Варежку с руки снимать не пытался — еще уронить чего-нибудь не хватало.

Пока внутри осматривался — сверху голоса. Максимум минут пять прошло, а парни уже подобрались к дырке — вот так оперативность! Молодцы! Мне одному, изнутри, хорошо было видно направление и размеры трещины, я немного поруководил снизу, в каком месте можно подходить, а с какой стороны лучше не пробовать.

В то время я работал на стройке МЖК. Чтобы цеплять грузы краном, было обязательно иметь корочки стропальщика. Для этого даже ПТУ пришлось закончить, после университетского высшего образования на ура пошло. Так что на правах профессионального стропаля, я сам и взял на себя руководство собственным подъемом.

- Погодь, мужики! Отсюда хрен так просто вытащищь. Я здесь нормально сижу. Спустите сначала мне сюда веревку с карабином, рюкзак заберете.

Спускается конец с карабином. Цепляю, снимаю, рюкзак уходит наверх.

- Эй, наверху! Теперь спускайте веревку не концом, а серединой — через блок легче тащить будет.

Поймал середину веревки, встегнулся.

- Можно поднимать! Вира!

Но над головой потолок. Толщиной метра полтора, никак не проткнуть.

- Стой, мужики! Закрепи. Дальше потолок. Надо рубить карниз.

Натянул капюшон, везде застегнул, засупонился, поправил каску.

- Я готов. Рубите!

Сверху посыпался снег. На мне куртка из авизента, все ссыпается, не липнет. Терпимо...

Полкарниза сверху срубили. Но мешает нижняя часть, и тут уже мне самому придется поработать.

- Стой, хорош рубить! Дальше не достанете. Подтяни чуток и закрепи, я снизу рубить буду.

Достал ледоруб. Снизу махать неудобно, и снег сыпется теперь не на капюшон, а прямо за пазуху. А что делать, не до августа же здесь оставаться!

Срубил нижнюю часть потолка, вытянули. Оказалось, я ажно вспотел, пока рубил. В дырке-то тихо и тепло было, а наверху ветерок... Участники сначала подумали, что у начальника шок после инцидента, но я подробно рассказал, как идет трещина, как ее дальше обойти — изнутри-то все прекрасно было видно, и я перед вылезанием постарался запомнить, что не будет видно сверху.

Еще надо было посмотреть, что с пальцем на руке. Там оказалась небольшая раздавленная ранка. Тут Шура — от в то время работал врачом-хирургом — продемонстрировал свои навыки. Сначала достал из аптеки тампон, полил его перекисью, промакнул ранку, остановил кровь. Потом вскрыл стерильный бинт и, на глазах изумленных зрителей, все плотно забинтовал, завязал концы узелком, и все это, орудуя двумя хирургическими пинцетами, и ни разу не коснувшись бинта руками! Такую ловкость рук я никогда больше не видел! Жаль, что Шура в 90-е бросил хирургию, такие способности пропали...

Это было мое первое (и до недавнего времени единственное) реальное проваливание. Жесткое проваливание, глубокое и с нетривиальным доставанием. Но опытная группа сработала грамотно и быстро. Минут через пять к дырке удалось подобраться, и после этого процесс шел, как по конвейеру, без единой заминки.

. . . . . . . . . . . . .

Август 2005 года, Центральный Памир, поход 5 категории. Руководитель Андрей Мамонтов. Мы уже пробились через ледопады Язгулемдары и подходили к перевалу Хурджин. Ледопад остался внизу, впереди просто рвань, и трещины не особо страшные, для пятерки-то. Идем 2 связки по 4. Первая связка "тропящая", во второй менее резвые участники. Я в этом месте шел последним в тропящей четверке. Вдруг слышу за спиной подозрительное шуршание, оглянулся: в трещине, которую мы только что перешагнули и пометили, проткнув палкой, теперь дырка больших размеров, а остальные участники связки уперлись и держат натянутую веревку.

- Первая связка, стой! Кру-гом! Вовочка провалился!

Я ближе всех к трещине. Подошел, заглянул внутрь. Там в полумраке плещется, пуская пузыри, горбатое китообразное.

- Вова, ты что там делаешь? Плаваешь?

- Пла-бульк-ваю-бульбуль!

- Молодец, Вова! Плыви! Не боись, ща момент достанем! Саня, крепко держишь? Держи, мы идем! Народ, с этого берега плохо поднимать, переходим на ту сторону! Дай слабину, тут прыгать надо!

Наша связка попрыгала на удобную сторону, стали готовиться к грузоподъемным работам. Моя башка обычно не способна к мультизадачности, но тут запомнилось странное ощущение параллельного процесса, когда одновременно делаешь одно, говоришь другое, а думаешь третье.

- Так. Нашу веревку кидай в сторону, чтоб не путалась под ногами. Будем тянуть прямо за связочную, там нормально. Саня, как мы потянем, ты отходи назад и готовься закрепить, по команде.

Сам снимаю рюкзак, проверяю готовность — усы с карабинами, зажим на всякий непредвиденный случай... — как в старом советском анекдоте про крестящегося коммуниста: "шапка на голове, партбилет в кармане, ширинка застегнута".

Так. Пока он там плавает, ему хорошо. Но как только мы поднимем его из воды, Архимедова сила перестанет действовать, и он начнет задыхаться. Вова жаловался на свой хренов рюкзак. Блин, наверняка у него и обвязка такая же хреновая. Может развернуть вверх ногами.

- Народ, скидывай рюкзаки! Как только приступим, нельзя будет останавливаться. Чтобы ничего не мешало!

На краю трещины снег. Веревка будет в него врезаться, и от этого может произойти заминка.

- Эй, дайте, у кого прямой ледоруб — на край положить, чтоб веревка не врезалась. Димка, твой! У меня тоже есть, но пусть под рукой будет, вдруг и второй пригодится.

Так, если он пойдет вверх не повдоль, а поперек, то не пролезет в свою дырку. Надо будет попробовать забрать у него рюкзак. Но там в воде он не сможет его отстегнуть, ему же плавать надо. Как подтянем, подцепить можно будет — так, мой полутораметровый регулируемый ус готов, если что.

- Народ, все готовы? Взяли! Саня, готовься закрепить! Эй, Вова! Хорош плавать, ща тянуть будем. Вира! Раз, два, взяли! И-раз! И-раз! Еще вира! И-раз! И-раз! Стой, закрепи!

Так и есть, Вова висит горизонтально. Но я с края трещины уже могу дотянуться до проваленного.

- Вова, ты там как? Рюкзак отцепить сможешь?

- Смогу! (сдавленным голосом)

- Погодь! (щелкаю карабином) Я зацепил! Снимай рюкзак!

Еще несколько секунд, и все на поверхности. Оцениваем обстановку — ну и ну! Мне до сих пор приходилось видеть либо нормальных, пернатых кур, либо уже ощипанные тушки. Глядя на свежевынутого из трещины Вовочку, я понял, как выглядит мокрая курица, но еще не ощипанная. То ли он и правда успел там замерзнуть, то ли из-за стресса, мокрого Вову колотило крупной дрожью, с подвыванием:

- У-у-у-у-у-у-у! Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды! У-у-у-у-у-у-у!

Тем временем экшн продолжался. Вову еще не успели отстегнуть от веревки, а Мамонтов уже выхватил теплые штаны из своего рюкзака и пытался их на него натянуть. Кто-то так же доставал пуховку, несколько человек в это время связались и пошли тропить в сторону ровного места, чтобы срочно ставить палатку. Разведчики дали сигнал, что там нормально, Вову встегнули в середину связки и увели. Я с Дэном немного задержался, собирая оставшуюся веревку, пристегнул мокрый вовин рюкзак сверху к своему, попросил помочь надеть. Донес до поставленной уже палатки. Там надо было вскрыть рюкзак пострадавшего, вынуть оттуда его шмотки, а также общественный спальник (то и другое почти сухое, не намокло!). Самому переобуться. В палатку залез последним.

Картина маслом. Пострадавший, уже переодетый в сухое, сидит, закутанный в 4-местный пуховый спальник, но продолжает выбивать зубами дробь. Напротив него Димка-завхоз, а по совместительству знаток народной медицины. В одной руке у Димки налито полкружки химически чистого. В другой — кружка с водой. Втолковывает пациенту, как правильно принимать противошоковое.

Вовочка, если что, отродясь и капли в рот не брал. Химик по образованию, он знал физико-химические свойства и реакционную способность, также использовал этот реагент наружно, но ни разу не принимал его внутрь. Так что приходилось объяснять во всех подробностях методику перорального применения.

- Смотри, с этим осторожно: неразбавленный! А здесь вода, не перепутай! Подожди, не бери пока, а то прольешь. Сначала задерживаешь дыхание. Потом надо принять все сразу, залпом. Постарайся не пролить мимо рта. После этого не дышишь, а сначала запиваешь отсюда. Главное, разом проглотить, но так, чтоб не вдохнуть, а то обожжет. Все понял?

- Бо-бо-бо-по-о-о-о-о-нялы-лы-лы-лы-ды-ды-ды-ды!

- Готов? Подожди, продышись, попробуй сосредоточиться. Теперь готов? На! Разом!

- У-у-упсь! -У-у-ухх! Р-р-р-р-р-р-ряв!

Похоже, что все лекарство действительно попало куда надо и мимо не пролилось. В первый момент после принятия Вова издал звериное рычание, а через секунду шок как рукой сняло, дрожь прекратилась, и пациент заговорил совершенно обычным голосом, как будто только что прервал беседу, чтобы отхлебнуть глоток чая:

- Короче, мужики, провалился, смотрю: вода, глубоко! Ну, думаю, конец. Пора готовиться к скорой и неминуемой смерти. Но потом сверху крикнули. Я тогда стал плавать. Вижу: рюкзак меня не топит, а наоборот, поддерживает на плаву. Это потому, что там спальник, наверное. Ну, думаю, ничего, может, поживем еще немного, побарахтаемся. Стал осматриваться. Почувствовал, что вода в трещине не стоячая, а течет вдоль нее куда-то. Так вот, мужики, течение в той трещине было теплым!!!

Никогда мне не приходилось наблюдать, чтобы гидратий подействовал настолько быстро и эффективно!

Слева Вова — специалист по теплым подледным течениям, справа Димка — специалист по принятиям

Август 2009 года, Юго-Западный Памир, поход 5 категории. Гигантская группа, аж 13 человек, руководитель Олег Мешков. Уже не помню, что за ледник был. Альфред-австриец провалился. Так, ничего особенного, но место оказалось корявое — людям, кто тащить будет, негде в ряд разместиться. Из-за этого стали бур закручивать, зажим ставить. Приготовились.

- Эй, Альфред! (я на немецком языке ему кричу) — Мы тебя тащим!

- Стой! Подожди, не тащи!

- Что случилось? Что там у тебя такое?

- Все нормально! Здесь очень красиво! Подожди, я еще на видео сниму.

Во пижон выискался, елы палы!

Альфред сидит в дырке. И чего он там в темноте нашел красивого...

Пижон Альфред

- Кто такой пижон?

- Это гражданин, количество жен которого равняется числу пи.

Короче, если вдвоем-втроем еще есть нюансы, а в одиночку лучше вообще на ледник не выходить, то в многочисленной группе проваливание — совершенно обыденный рабочий процесс. Раз, и готово, клиент оприходован, и никакие полиспасты даже не пригождаются.

. . . . . . . . . . . . .

В общем, возвращаемся в октябрь 2019, унутрь, в ту трещину, о которой речь. Болтаюсь я в ней, в родимой. Телипаюсь, стало быть. Как одесский бычок на закидушке. До верха, на глаз, метров 6. Наверное, от того, что мало снега, Серега (второй в связке) сразу не зарубился, протащило его немного. Нормально, зато рывка не было.

Трещина широкая, но не такая, как зимой 1991. Рюкзаком одной стенки касаюсь, но до противоположной не достаю, распереться на получится. В длину очень короткая, почему я ее и не угадал сверху. Прошел бы на пару метров правее или левее, и перешагнул бы, не заметив. Этакий замаскированный "унитаз" на леднике.

Первая мысль: вот так удача! Мне ж как раз надо было новую обвязку перед шестеркой в естественных условиях испытать! Надо срочно все места проверить, пощупать, что как работает, на месте, не на месте, удобно ли... А то сейчас начнут наверх тащить, и будет не до того.

Поерзал в обвязке: все нравится. Сижу в ней ровно, рюкзак не опрокидывает. Удерживать нужную позу можно, слегка придерживаясь одной рукой. Могу и обе руки освободить при надобности. Ногами двигаю спокойно. Нигде не жмет, дыхание не стесняет. Основная нагрузка приходится на задницу — на те косточки, которыми человек сидит на стуле. Все правильно сделал, правильно подогнал систему, плюс мне!

Повисел, все вроде перепроверил, что надо. Теперь можно бы и наверх. Никого нету вытаскивальщиков. Ничего, сейчас подойдут. Наверху ничего сложного, снега мало, трещины видно, тропинка протоптана, вторая связка рядом. Их там 6 человек наверху, мигом вытащат. Шефша сама наверху, Серега — опыт пятерки участия — наверху, есть кому организовать такелажные работы.

Еще повисел минут пять, обвязку попроверял. Надоело. Наверху тишина. Ничего не происходит. Веревка не дергается и не протравливается — вообще никакого движения.

Позвал. Еще покричал, погромче. Попробовал матом. Никакого ответа. Не хочет никто со мной разговаривать.

Оценив фактическую ситуацию, пришел к выводу: похоже, группа наверху тупит, и вытаскивать меня в ближайшее время никто не будет. Так что свой висячий быт в трещине мне придется обустраивать самостоятельно.

На мне один зажим. Второй есть, но он в рюкзаке. Ледник же не страшный, никто вообще не собирался в него проваливаться! На ногах снегодавы, надеты без кошек — дык ледник не крутой, не нужны были на нем никакие кошки, зачем они. Однако гладкими ластами тут никуда не упрешься, дохлый номер пытаться в них вылазить. Репчик тоже неясно, как на снегодавы надевать, да и в рюкзаке он тоже, репчик. Надо бы разуться, но так, чтоб не упустить ничего — трещина уходит вбок и там сужается, дна не видно, уронишь — замаешься рыбачить...

Так. В первую очередь надо снять рюкзак, а там посмотрим. Самострах на рюкзаке тоже не надет — ну, мой косяк, но блин... Мы ж не договаривались на неизвлекаемость! Лады, не рассуждаем, дело делаем! поставил на веревку зажим, снял одну лямку с плеча, прищелкнул ее к зажиму, снял рюкзак с другого плеча. Теперь я свободен, рюкзак висит рядышком, но зажим уже занят — рюкзак на нем.

Остаток связочной веревки оказался у меня. Я ношу этот остаток на рюкзаке, пристегнутый эспандерными пружинами. При надобности веревку можно вытащить из-под пружин легким движением руки. Размаркировал остаток, связал на нем узел, перецепил рюкзак туда, опустил вниз. Теперь рюкзак висит ниже меня и не мешает, а я снова с зажимом.

Снимать здесь прямо в воздухе ласты как-то неуютно. Уронить боюсь. Метрах в трех выше в трещине вроде есть какая-то заснеженная перемычечка, там можно было бы переобуться, только добраться до нее. Отрегулировал зажим и, по-лягушачьи загребая перепонками воздух, в основном на руках туда зажумарил. Снял снегоступы, повесил на себя через плечо. Дальше из дыры виден нормальный вылаз — полдела сделано, сейчас поднимусь, и вытаскивание рюкзака организовывать надо будет.

Тут наверху показался Серега. Последовало некоторое дипломатическое согласование плана действий, мне дали еще одну перильную веревку. Дело в том, что рюкзак надо было оттягивать в сторону, и как раз с той перемычки, где я переобувался, удобно было это делать. Рюкзак вытащили, потом и сам вылез.

Вторая связка мотала веревку метрах в тридцати в стороне. Что они там мудрят? Оказалось, события развивались примерно так.

Когда я провалился, моя связка, как и полагается, упала и зарубилась. Что делает вторая связка? Ага: в первую очередь надо сделать станцию на ледобурах, встать всем на самостраховку, приготовиться к сборке полиспаста, затем на страховке подойти к трещине, выяснить состояние пострадавшего и приступить к оказанию помощи.

Сказано, сделано. Забурились, сделали станцию, встегнулись в нее. Все проделали как по прописям. Дальше надо как-то подобраться к трещине, посмотреть, что делает пострадавший, но как это осуществить? До трещины 30 метров, а самострах всего полтора метра длиной, не достает! Блин, что делать? Википедия не открывается, гугла не спросишь, интернет не работает, вайфай не ловит, вах!

. . . . . . . . . . . . .

Но вообще-то, по уму, вытащить проваленного многочисленной группе — дело пустяковое. Не надо никаких полиспастов, просто руками, на раз-два-взяли.

Так что — я обращаюсь к условным новичкам, если кто из них это читает — не бойтесь трещин на леднике. Не надо делать по три тычка палкой на каждый шаг, вы не сапер с миноискателем, таким темпом никакой маршрут не пройдешь. Большинство скрытых трещин не широкие. В такие можно попасть только одной ногой, это нисколечки не страшно. Двумя ногами можно провалиться в трещины пошире, при этом зад с рюкзаком застревает, да и второй участник за связочную веревку подтянет, если что. Такие широкие, в которые можно провалиться с головой, обычно хорошо читаются, если присмотреться. Так что глубокие провалы случаются очень редко. Сам 38 лет хожу в горные походы, добрый десяток пройденных шестерок (а сколько еще непройденных), и в трещину такую попал всего второй раз в жизни. Ничтожная вероятность!

Так что, идя первым, не бойся, держи нормальный темп. Но смотри внимательно, причем не только под ноги, но и вперед, и по сторонам. Если видишь справа или слева широкую открытую трещину — это предупреждение: под ногами может оказаться ее закрытое продолжение. Обращай внимание также на неровности рельефа: на буграх обычно трещины шире, а в понижениях они смыкаются.

Также имей представление, что делает участник, идущий вторым. Помогай ему, следи со своей стороны, чтобы веревка была внатяг, предупреждай о своих маневрах командами ("дай слабину", "поворот", "внимание трещина", "страхуй жестко", и т. п.). Если боишься — не тормози, лучше попроси второго убрать в рюкзак хреновы палочки, пусть возьмет ледоруб — случись что, от него пользы больше.

Второй тоже должен понимать, что сейчас будет делать впереди идущий, и стараться не упускать его из виду. Если первый провалился двумя ногами, второй резко отступает назад, натягивает веревку, чтобы предотвратить дальнейшее проваливание, и ждет команды. Там ему уже скажут, выбирать или выдать, смотря на какую сторону выкарабкиваться удобнее.

Если кому кажется неудобно, утомительно идти в связке и все время следить за веревкой — это значит только то, что Вы пока еще не умеете ходить в связке — учитесь! Если тяжело держать в руке ледоруб (а хочется палочки) — не умеете ходить с ледорубом, учитесь!

Если первый провалился с головой, участники его связки почти наверняка упадут от рывка и рефлекторно зарубятся (мы же договорились выше: если трещин много, то ледорубы у всех). Первая связка лежит на ледорубах, держит. Остальные, увидав, что первая легла, по протоптанному бегом приближаются к месту происшествия. Их задача — с разумными предосторожностями подобраться к трещине и оценить ситуацию. Если движение в связке было правильным, то ничего страшного не произойдет. Я уж говорил: многочисленная группа на раз выдергивает провалившегося. Но надо иметь в виду: у него может оказаться плохая обвязка, или трещина окажется мокрая — короче, ему может быть неудобно, и тогда быстрота вытаскивания будет гораздо важнее, чем исполнение всего ритуала подготовительных действий. Пока будешь организовывать станции, полиспасты, и т. п., пострадавший может начать там загибаться. В то же время четверо нормальных мужиков его спокойно вытянут и без всякого полиспаста. Да и без страховки в этом случае вполне можно обойтись: если одному из четверых понадобится что-то переделать, то и трое висящего уверенно удержат руками. К тому же некоторые из первой связки к этому моменту освободятся и тоже смогут участвовать в процессе.

Провалиться в трещину в многочисленной группе — не авария, а нормальный рабочий процесс. Не бойтесь, Вас обязательно вытащат, причем толковые участники проделают это легко и непринужденно.

Вас точно достанут! Но на всякий случай имейте в виду: а вдруг не достанут? Что делать тогда? А вот что: Ваша страховочная система должна позволять сколь угодно долго находиться в подвешенном состоянии, при этом сохраняя дееспособность.

От "перспективных бойцов" часто можно слышать такие выпады:

- А можно, я пойду только в нижней (или только в верхней)? У нас же не шестерка, и не будет вертикальных стен?

Полная чушь! В горном походе вертикальные (или даже нависающие!) ледовые стены могут встретиться, начиная уже с маршрута второй категории! Это — трещины на ледниках!

Как правильно выбрать и подогнать обвязку для горного похода (имея в виду возможность попадания в такую трещину)?

Рискну утверждать: ни одна (или почти ни одна) страховочная система, имеющаяся в продаже, без доработки для горного похода не годится! То есть, системы из магазина — хорошие, в них, наверное, удобно лазить по скалам или по скалодромам, на них написано "UIAA", они не порвутся при срыве, но долго висеть в них в трещине с тяжелым туристским рюкзаком — не получится, они для этого не приспособлены. Как проверить? Это легко делается в домашних условиях до похода.

Положите в рюкзак с пяток 5-литровых баклажек с водой, ну или пару 12-килограммовых гантелей (чтобы 25-30кг вес получился). Наденьте обвязку, рюкзак. Подставьте табуретку. Залезьте и прицепите себя к турнику (нет турника — к ветке дерева во дворе) за то место, куда связочную веревку цеплять собираетесь. Попросите помощника выдернуть из-под ног табуретку. Это имитация проваливания в трещину с крейсерским туристским рюкзаком.

Если Вы зависли вниз головой (рюкзак перевесил) — то почему не годится такой расклад, я полагаю, вопрос не стоит. Если висите не совсем головой вниз, а горизонтально — тоже не вариант: обвязка будет тянуть вверх, рюкзак за плечи и за пояс — вниз, грудная клетка и диафрагма будут стеснены, дышать полной грудью будет трудно, и в реальной трещине Вы так долго не вытерпите.

Пример категорически неправильной позы провалившегося в трещину

Что делать? В этом случае надо варьированием регулировок и места крепления веревки добиться положения, близкого к сидячему, более или менее вертикально. Как? Подсказка: точка крепления должна быть относительно высоко. И второе: веревка, блокирующая верх и низ (если таковая используется) не должна протягиваться через проушины обвязки и собираться наверху в пучок. То есть, блокирующее кольцо должно быть коротким, а вся обвязка, по возможности, жесткой, не вытягивающейся. Экспериментируйте дальше, сами почувствуете, как надо.

Если удалось угнездиться в обвязке сидя, а не лежа, уже хорошо! Тогда надо попробовать подышать (проверить, что нигде не жмет), поболтать ногами. Какие бывают недостатки: например, может жать в паху, или под мышками, или может оказаться неудобно развести ноги, или, наоборот, свести их вместе. Из-за этого висеть долго можно устать. Как исправлять такое? Опять же, регулировкой. Иногда может понадобиться подшить стропочку в критическом месте. В идеальной обвязке нагрузка должна идти на то место, которым человек дома сидит на стуле.

Пример правильной позы провалившегося. Если присмотреться, видна специально добавленная в систему широкая черная стропа (как на автомобильных ремнях безопасности), проходящая под задом чуть выше зеленой (именно эта стропа берет на себя главную нагрузку при сидении), а также пришитая к зеленой белая стропочка, подтягивающая низ обвязки к верху для укорочения блокировочного кольца.

Итак, Вы спрыгнули с табуретки под турником и ощущаете, что в обвязке с рюкзаком поза подходящая. Испытываем дальше. Продолжайте висеть. Если станет скучно, можете, вися, почитать книжку в смартфоне, ну или зависнуть онлайн во Вконтакте, кому что (при этом продолжая висеть оффлайн под турником). Добрая обвязка должна позволить Вам провисеть так — ну, скажем, час! При этом никакие члены не должны затекать, конечности сохранять подвижность. Например, у Вас должны получаться манипуляции с веревкой и снаряжением (поставить жумар, снять жумар, завязать схватик на веревке и т. п.). Придумайте, как бы Вы в настоящей трещине развлекались.

Георгий Сальников

Евгений РензинСупер-статья!
Особенно мне понравилась та часть, которая на немецком :)
11.04.2021, 19:16:46 |
Sergey VСобственный маленький опыт — https://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=78828&ref=texts/556/phs
13.04.2021, 09:02:49 |
Константин СухановИнтересный опыт. Проблем действительно нет при улёте, если группа работает слаженно.
Добавлю: при движении по закрытому леднику (особенно ледопаду) хорошо иметь на поясе пару ледобуров, карабинов и репов + жумар. И заранее связанный прусс на верёвке на расстоянии вытянутой руки (нас так учили, и учили правильно — он нужен, чтобы разгрузить верёвку, нагруженную провалившимся; или, если сам провалился — для одной из точек подъёма). Если завис на верёвке, группа тупит, а сам дееспособен — крутишь бур, в него корделет, другой конец к рюкзаку, сбрасываешь последний (к нему же вяжешь основную ниже себя). Для ноги — стремя на заранее готовом пруссе (удобнее, конечно, Бахман) + от обвязки жумар и поднимаешься. Край трещины пройти проблемно, но там помогут (наверное))). Есть вариант без бура: рюкзак вешаешь сразу на основную (чтоб потом не спускаться за ним); тогда придётся выстегнуться из связки. Сильно облегчает задачу сброшенная сверху верёвка. Есть способы "грудь-нога"; в крайнем случае полиспаст с верхней. Последним можно вытащить пострадавшего с сопровождением.
А серьёзные провалы — да, очень редки. Внимательность спасает. Летал глубоко лишь однажды, на Аккемском. Там прямо на тропе замело незаметную линзу. Ушёл резко, над головой видел только дыру с синим небом в 2-3 м выше головы. Шёл один с тяжёлым рюкзаком (заброска на Томские; и я не раззвездяй — там все так ходят, но не повезло мне))). Затормозил на неровности, распёрся ногами. Вниз трещина сужалась. Оценил положение — сбросив рюкзак, рискнул бы вылезть. Но... потом его доставать, далеко и глубоко, заклинит. Знал, что за мной пойдут участники. Сидел в дыре около часа, потом достали. Вылез сразу с рюкзаком.