Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

На второй день нашего путешествия по Монголии мы, закончив все дела в Ханхе, отправились в путь. Миновав небольшой перевальчик Хавцалын-даба, мы вновь оказываемся на берегу Хубсугула, и по разухабистым монгольским дорогам, начинаем объезжать северную оконечность озера.

Монгольские стада

Сэсэр периодически останавливается и камлает духу УАЗика: что-то там всё время барахлит. Ну а мы, пользуясь случаем, снимаем пасторальные пейзажи.

Монгольские стада на фоне Саян

Стада в Монголии гораздо больше, чем мы видели когда-либо в Бурятии, это на фото еще всего не видно! Надо бы рассказать о том, каких животных держат монголы. Больше всего коров и яков. Яков они называют сарлык, а коров внезапно… монгол:) Нет, я знаю, что корова по-монгольски ухэр, но Сэсэр говорил именно монгол! Получается, что Монголия – страна коров:)) Помесь коровы и яка они называют хайнек (нетрудно запомнить, почти как известное пиво). Он выглядит так же, как корова, только хвост у него метёлкой, как у яка. Ну и, конечно же, у них много овец и коз, а баранина – это вообще любимое мясо, как я понял. На фото ниже — писающий сарлык:)

Писающий сарлык

Часа через полтора приезжаем на озеро Хух-нур, известное так же, как Окуневое. Здесь надолго останавливаемся и залипаем на прекрасный вид Саян, в частности, горы Мунку-Сардык, а вдобавок ко всему, нам ещё и послали радугу:) Счастье и большая удача для фотографа оказаться в нужное время в нужном месте!

Радуга на озере Хух-нур

Там же, на берегу Хух-нур мы нашли домик, в котором леприконы спрятали горшочек с золотом;) Надо же, как далеко они забрались от своей родины в Ирландии!

Домик, где леприконы спрятали золото

А ещё чуть позже оказалось, что радуга двойная!! В восторге мы забываем обо всём, и щелкаем кучу кадров. И только когда отъехали уже на значительное расстояние, я заметил, что у меня нет телефона. Как-то выскочил, гад, из кармана, причём, я даже точно не знаю, где именно: на озере, или ещё раньше. Чтобы не задерживать всех, даже не думаю просить вернуться на поиски, и решаю, что такова моя плата местным духам. Забегая вперёд, скажу, что всю поездку я прокручивал в голове этот день, размышляя, где мог его уронить, и наметил несколько мест. Жалко телефон: ненавижу такие непредвиденные траты, тем более, что он мне вовсе не был нужен следующие два дня, т.к. связи то всё-равно нет, и можно было просто убрать его в рюкзак от греха подальше!

Озеро Хух-нур (Окуневое)

Тем временем, дальнейший наш путь проходит по живописной долине реки Их-Хоро-гол. Справа от нас высятся пики Большого Саяна, за которыми Россия, а слева менее высокие холмистые возвышенности, предгорья хребта Хорьдол-Сарьдаг.

Дорога в долине Их-Хоро-гол

На фото – один из пиков горного массива Мунку-Сардык, что переводится, как «Серебряная гора, покрытая вечным снегом». Сам горный массив протяженностью 14 километров, и включает в себя шесть пиков.

Один из пиков горного узла Мунку-Сардык

Монголы называют шесть вершин сыновьями Мэнгэтэ, а главную вершину Хаан Мэнгэ Сарьдаг, на которой пребывает Мэнгэтэ – белый господин, хозяин Хубсугула и Монд. Вот он, собственной персоной, в обрамлении облаков.

Мунку-Сардык среди облаков

Так как мы движемся по приграничной территории, то Сэсэр предварительно оформил нам пропуска. По пути встречаем несколько пограничников на лошадях, и Сэсэр, кстати, сам бывший пограничник, тепло общается с ними. На вопрос, можно ли их сфотать, Батсурен отвечает: можно, можно:), но один из пограничников на хорошем русском советует нам снимать природу, а не их:) Дорога здесь уже не самая лучшая, места зачастую сильно болотистые, а сзади громыхает и льёт дождь. Иногда приходится пересекать вот такие ручьи, и тогда останавливаемся, чтобы водитель посмотрел, как лучше проехать.

Форсируем преграды

Долина Их-Хоро-гол, хоть и кажется на первый взгляд глухоманью, такой отнюдь не является. То тут, то там нашему взгляду попадаются домики и кошары, из некоторых труб идёт дым. Как нам удается узнать, зимой здесь кочуют многие местные монголы, в том числе и семья Сэсэра и Батсурен.

Домики в долине Их-Хоро-гол

В конце-концов, мы останавливаемся на ночлег, и не где-нибудь, а возле домика его брата. В самом домике дует из щелей и сыро, так что, не смотря на надвигающуюся непогоду, ставим палатки.

Стоянка второго дня в семейных угодиях наших проводников

Ужинаем уже в темноте, и под первые капли дождя, отходим ко сну. Долго не могу заснуть: первая ночь в палатке всегда такая. Дождь барабанил по тенту, а в голове гуляли тревожные мысли: по прогнозу завтра снег, а нам ехать на перевал, и как мы там проедем… да и машина что-то барахлила весь день… не застрять бы там… ну да ладно, будь что будет:) Чему и научила меня эта поездка, так это восточной расслабленности: иногда нужно отключить свою привычку стараться все контролировать, и просто отдаться течению жизни, наблюдая, куда оно тебя принесет:)

Вечер на реке Их-Хоро-гол

Всю ночь шёл дождь: то утихал, то усиливался вновь. К утру он вроде бы закончился, но небо оставалось пасмурным, а я лежал в палатке под двумя спальниками, и мне было тепло и сухо:)) Очень не хотелось выходить, но нужда заставила, и когда я вылез наружу, то увидел, что ещё чуть-чуть, и придёт хороший свет: солнце уже искало себе прорехи в облаках! Пересилив желание забраться обратно в тёплый спальник, достаю аппаратуру и иду на съёмку. Хороший свет пришлось ещё немного подождать, но постепенно облака расступались, и кое-что стало вырисовываться.

Изгибы реки Их-Хоро-гол

Глядя на этот вид Мунку Сардык, укутанного облаками, сразу вспоминаются стихи М.Ю. Лермонтова:

 Ночевала тучка золотая

 На груди утеса-великана;

 Утром в путь она умчалась рано,

 По лазури весело играя

Мунку-Сардык, укрытый облаками

Горки за ночь поседели: наверху шёл снег. Утром же всё это очень красиво заблестело на солнышке.

Седые вершины после ночного дождя

Решаю пройтись дальше по дороге. Для этого надо подняться в небольшой перевальчик, мне интересно, что ждёт нас сегодня за ним. По дороге попадаются полуразрушенные строения. Ничто не вечно под Луной;)

Ничто не вечно под луной

Через пол часа я достигаю вершины холма, и передо мной открывается вид на долину, куда мы поедем сегодня.

Вид на долину Их-Хоро-гол

На вершине стоит домик погранзаставы, и я решаю близко не подходить на всякий случай, снимаю его издали на фоне заснеженных гор.

Застава маонгольских погранцов

После этого возвращаюсь в лагерь, мы быстро завтракаем, грузимся, и едем дальше. Сегодня предстоит трудный день: нам нужно преодолеть перевал Утрагийн-даба для того, чтобы оказаться в Дархатской котловине. Немного почитав отчёты об этих местах перед поездкой, и посмотрев фото в гугле, я примерно представляю себе, что нас ждёт, а вот остальные, кажется, не очень:)) Ну, главное, что Сэсэр хорошо знает эти места: раза 3-4 в год он ездит в Дархатку по своим делам, и раз он согласился нас везти сейчас, значит уверен, что проедем. По пути встречаем нескольких очень колоритных монголов. Первый сидел на лошади с граблями наперевес, Сэсэр, как водится, с ним о чём-то долго беседовал, а мы налетели как папарацци на голливудскую звезду, и давай щёлкать.

Сэсэр с каждым встречным общался не меньше 10 минут

Потом, доехав до ещё одной семейной фазенды, наш водитель попросил помочь ему натаскать поленьев в машину. Я тогда подумал, что на месте обеда или ужина не будет дров, и мы набираем их пока есть возможность. Фото Натальи Байбородиной.

Набираем поленья, на фото Сэсэр и Женя Трезубов

Пока таскали поленья, со стороны гор вдруг подошёл ещё один колоритный монгол. И этому товарищу мы тоже устроили фотосессию:)

Даг Хар — очень чёрный монгол

Этот монгол был чёрный почти как негр! И очень круто выглядел с ружьём наперевес и тлеющей самокруткой во рту. Как потом удалось выяснить Наталье, его все зовут Даг Хар, что переводится как ужасно чёрный;) Ну так и есть на самом деле: монгольское солнце его не пощадило. Пообщавшись с Сэсэром, он ушел в сторону заснеженных хребтов. Кто он, чем занимается? Явно не пограничник: те себя снимать не дают. Наверное, охотник, решили мы.

Даг Хар

Дальнейший путь вверх по течению Хоро-гол проходил через многочисленные ручьи и болота. Часто водителю приходилось выходить из машины, надевать болотные сапоги, и долго ходить, высматривая возможные пути проезда. Иногда он подкладывал бревна, как-бы делая мостик, а иногда проезжал ходом там, где ещё не сильно размесили грязь. Но, доехав до очередного ручья, Сэсэр крепко призадумался… там, где наезжено, есть немалая возможность забуксовать, и он решил ехать подальше, надеясь проскочить.

Серьёзная преграда

К сожалению, это болото оказалось достойно нашего УАЗика, и он крепко застрял на все четыре колеса:( Что ж, теперь и нам предстояло поработать. Рядом с ручьем валялись длинные брёвна, и мы с Женей, отдав фототехнику Наталье, потащили их к машине. Метод вытаскивания УАЗа из болота прост и эффективен: длинным бревном, заточенным с одного конца, пользуемся как рычагом, упираясь в выступ в колесе, приподнимаем машину, и пока мы с Женей своим весом держим её, Сэсэр подкладывает под колёса заранее приготовленные поленья.

Вытаскиваем УАЗ

Вот для чего мы их там набирали: наш водитель прекрасно знал, что нас ждёт впереди, и всё предусмотрел! На каждое колесо приходилось делать от пяти до десяти подъёмов, пока Сэсэр не набивал в жижу под колёсами поленья максимально плотно. В результате всех усилий, машина, ощутив под колёсами твердую поверхность, тронулась с места и выбралась из западни. Вот такое месиво было там, где застряла машина!

Просто монгольская дорога

Браво Сэсэру!!! И потом мы уже стали замечать: рядом с болотистыми участками везде лежат характерно заточенные с одного конца брёвна;) Всё это дело снимала Наталья, пока мы с Женей помогали нашему доблестному водителю. Далее дорога была уже полегче, и ещё несколько ручьев УАЗ преодолел без проблем. Интересно, что в столице Монголии Улан-Баторе даже стоит памятник УАЗику, как народной монгольской машине! Второй такой памятник находится на его родине в Ульяновске.

Прыг-скок

Пока мы ковырялись на этом небольшом участке, нас догнала большая группа конных туристов. Андрей говорил нам, что за день до нас из Ханха вышла группа немцев в направлении Дархатской котловины, и вроде бы это мы должны были их догнать, а не они нас:) Впереди группы шли монголы с навьюченными лошадьми, а сзади европейского вида люди. Встретились, поговорили. Оказалось, что это действительно немцы, а с ними ещё и русский проводник с сыном. Идут на лошадях до Цагааннура, а оттуда до какого-то вулкана.

Конная экспедиция

Они сказали, что вчера залезали на какой-то трёхтысячник, поэтому и остались позади нас. Ну а среди монголов был старший брат Сэсэра, тоже весьма колоритной наружности человек.

Сэсэр вместе с братом

Дальше мы поехали уже быстрее, и, оставив их позади, вброд пересекли Их-Хоро-гол, и начали подъём на перевал вдоль одного из притоков.

Лезем на перевал Утрагийн-даба

Перевал очень крутой, и Сэсэр попросил всех выйти и подняться пешком. Ну я только за: есть возможность размяться после долгой и неудобной дороги, погулять и поснимать открывающиеся виды на долину Хоро-гол.

Вид на долину Их-Хоро-гол с подъема на перевал

Забавная фотография:) не знаю, о чём там говорили Наталья с Сэсэром, но со стороны можно представить их разговор примерно так: — “Нам что правда вот туда ехать? Это вообще возможно???” — “Туда, да! Можно, можно:)))”

Куда куда ты нас везешь???

Дело в том, что дальнейший путь пролегал по длинному перевальному плато, нам надо пересечь хребет Хорьдол-Сарьдаг насквозь, и дорогу по этому плато дорогой вообще сложно назвать. Некая колея виднеется среди здоровых каменюг, периодически пересекая болота. Направление указано вот такими метками.

Вешка на перевальном плато, обозначающая дорогу

Погода шепчет: нафиг вы сюда поперлись, периодически пробрасывая снегом. Я, помнится, тогда выучил монгольское слово Хуйтен, которое означает "холодно", а вовсе не то, что вы подумали;)) Длина этого перевального плато примерно 11 км, и мы ползли по нему со скоростью где-то 5 км в час. Местность суровая, но красивая. Вокруг озера и остроконечные горные вершины. В одном месте остановились и Сэсэр снова принялся за ремонт: походу там что-то отвалилось. Не в первой уже;)

Снова что-то поломалось

Ну а у нас же фототур, так что оставляем водителя заниматься своим делом, и достаем фотоаппараты:) Солнце несколько раз появилось из-за туч, и осветило для нас местность.

Горные озёра на перевале Утрагийн-даба

Очень красиво, но жутковато: горы давят со всех сторон, ветер свистит в ушах, хочется поскорее убраться отсюда.

Болотистое плато перевала Утрагийн-даба

Дальше дорога и вовсе превратилась в курумник, и как мы там ехали, я вообще не понимаю, но мотало в салоне просто дико! Наконец, доехали до перевального обо. Оно, кстати, находится сильно ниже перевала, когда дорога уже пошла на спуск.

Обо ниже перевала Утрагийн-даба

Здесь решили сделать обед, хотя на часах было уже около пяти вечера, и разумнее было бы доехать до конца. Но мы еще не знали, как долго придется ехать. Зато выдалась возможность ещё поснимать в красивом месте!

Красивые скалы

Хребет Хорьдол-Сарьдаг

Наш боевой УАЗик. Вы видите дорогу? А она есть;)))

Дорога по курумнику на перевале Утрагийн-даба

Вид на верховья Утрагийн-гол: река вытекает из ущелья как раз напротив обо, видимо поэтому оно тут, ведь перевал называется Утрагийн-даба, как и река.

Вид на верховья реки Утрагийн-гол

А ниже с перевала проходит конная тропа, и там тоже обо, и вдруг мы увидели тех самых конников: длинной вереницей они подходили к нему. Я немного пообщался с их русским гидом, и он выдал, что на своём УАЗике никогда в жизни бы тут не поехал:))) Только отчаянные монголы на такое способны! Да, наш водитель, Сэсэр, ездит здесь несколько раз в год, навещая родственников в Дархатской котловине. Что для нас – интереснейшее приключение, для него – обычная жизнь.

Подошла группа конников

После обеда пока все собирались, я немного прогулялся вперёд, и с горы увидел дальнейший наш путь вниз. Дорога здесь почти автобан по сравнению с тем, что было на плато!

Дорога в ущелье Утрагин-гол

Спустившись вниз по дороге, мы переехали мост через Утраг и минут через 10 подъехали к большой поляне рядом с источниками Утрагийн-Булан, на которой и остановились на ночёвку.

Поляна рядом с источниками на Утрагийн-гол

Я читал в других отчетах, что на этой поляне в сезон располагается табором множество местных жителей, но в начале сентября она была уже абсолютно пустой.

Поляна рядом с источниками на Утрагийн-гол

Перед закатом было ещё немного времени поснимать: это река Утрагийн-гол. Она очевидно несёт в себе много железа, т.к. все камни красного цвета.

Река Утрагийн-гол

Что ж, это был очень трудный день, и благодаря мастерству Сэсэра и живучести русской машины, мы прошли самую сложную часть нашего пути! Завтра мы наконец-то спустимся в Дархатскую долину, и начнётся уже совсем другая история!

Млечный путь над моей палаткой


Михаил Тильпунов


Юрий МельниковМузыка путешествия и фото.Спасибо!
22.03.2021, 16:32:37 |
Михаил Тильпунов

 Юрий Мельников: Музыка путешествия и фото.Спасибо!



Спасибо вам за внимание!
22.03.2021, 17:41:21 |
Виталий Штырц (Саныч)Хороший фотоотчёт получился!
22.03.2021, 21:02:53 |
Алена СкворцоваСпасибо, очень интересно! Как будто сам побывал, попутешествовал... Фотографии красивые, яркие
22.03.2021, 22:59:19 |
Михаил Тильпунов

 Виталий Штырц (Саныч): Хороший фотоотчёт получился!



Спасибо!
23.03.2021, 08:34:04 |
Михаил Тильпунов

 Алена Скворцова: Спасибо, очень интересно! Как будто сам побывал, попутешествовал... Фотографии красивые, яркие



Спасибо! Да, с погодой повезло на яркие фотографии:)
23.03.2021, 08:34:30 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо! Жду продолжения :) Зимой тут, вероятно, проще проехать. Хотя и зимой наша группа нахлебалась приключений там на УАЗике.
24.03.2021, 20:12:23 |
Юра ГалачьянцЗимой через Утрагийн-Гол в Дархат не проехать. Слишком много снега. Можно добраться на транспорте только до верховий Их-Хоро-Гола. В Дархат зимой попадают через перевал Джиглэгийн-Дабан.
24.03.2021, 21:04:51 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Юра Галачьянц: В Дархат зимой попадают через перевал Джиглэгийн-Дабан.



Я, возможно, уже подзабыла что-то. Но заезжали на маршрут мы точно через Джиглэгийн-Даба. А возвращались, оказывается, также. Посмотрела сейчас свой отчёт. Просто помню, когда ехали обратно, было много воды, боялись застрять в реке. А вот снега не было почти. Это был 2007 год. У меня сложилось стойкое ощущение, что снега там совсем не бывает. 3/4 маршрута лыжи протаскали на себе.
25.03.2021, 01:07:50 |
Юра ГалачьянцСнег там бывает, но не везде. На самих источниках Утрагийн-Гол снега в 2011-м было довольно много, тропежка глубокая. И создалось впечатление, что так в этом месте каждую зиму. А вот на перевальном плато все было выдуто.
25.03.2021, 07:21:03 |
Михаил ТильпуновЗнаю, что летом велосипедисты тоже ездят через Джиглэгийн-Даба, немало отчетов встречал, в том числе и от наших знакомых. Но мы выезжали из Дархатки по-другому, т.к. местные сказали, что там заболочено и машина не проедет. Опишу ещё через пару частей.
25.03.2021, 11:15:45 |
Юра Галачьянц

 Михаил Тильпунов: Знаю, что летом велосипедисты тоже ездят через Джиглэгийн-Даба, немало отчетов встречал, в том числе и от наших знакомых. Но мы выезжали из Дархатки по-другому, т.к. местные сказали, что там заболочено и машина не проедет.

Да, верно. Летом там тундровое болото. И дерево издалека придется нести, чтобы машину вытаскивать. К тому же, дорога к началу подъема на перевал вдоль берега Хубсугула не фонтан. Это зимой по льду проехать можно.
25.03.2021, 13:33:23 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную