Идея провести последние выходные лета на Шахтанских Камнях возникла после просмотра фотоотчёта от Михаила Иванова, опубликованного ещё в 2015 году.

В первую очередь манил вид, открывающийся с вершины скальника-горы. Он оттуда на все четыре стороны. Особенно хотелось поразглядывать направление в сторону Байкала – для меня там пока terra incognita.

Было решено идти с ночёвкой, дабы хватило времени изучить сам скальник, и главное – проводить на вершине последний летний закат и встретить там первый осенний рассвет.

Трек, приложенный к фотоотчёту Михаила Иванова, оказался «сломанным», поэтому пришлось рисовать его самой.

Фиолетовая линия — путь туда, оранжевая — обратно

В итоге нитка маршрута сложилась такая: от станции Орлёнок по нижней дороге уходим к горнолыжке. Пройдя по центральной «горнолыжкинской» улице, на первой развилке уходим налево к Медвежатам. От развилки под Медвежатами двигаемся по визирке. — Визирка выходит на дорогу. Здесь нужно повернуть налево и идти до упора, пока дорога не сделает резкий поворот вправо. А влево пойдет старая, уже сильно заросшая дорога. Двигаться вверх на хребет нужно, не сбиваясь с этой заросшей дороги. Её очертания тают уже почти у самого скальника. Длина всего трека около 16 километров.

Визирка

Источник у визирки

Трек прикладываю, но он с оговоркой. — На последнем отрезке пути, где он идёт по заросшей дороге, мы раньше времени с неё ушли вправо в гору. Там путь оказался более тернистым. При подъёме следует держаться старой колеи. Она приведёт к самой высокой – восточной башне скальника.

Мы же вышли к западной. Вокруг скальника плотный лес – толком его не сфотографировать.

Камни Шахтанские

Попытки разглядеть образы

Дремучий лес

Скальный гребень достаточно протяжённый, сначала непонятно, какая из выделяющихся башенок самая высокая. Пытались залезть на каждую – всё не то, и вот, наконец, добрались до самой восточной. Бинго!

Залаз наверх достаточно прост, но всё же это залаз, а не заход. На вершине обнаружили триангуляционный знак и роскошные виды — значит, точно на месте.

В сторону верховьев Большой Половинной

А где-то там шумит Байкал

Встал вопрос с местом для палатки. У подножья скальника слишком мрачно и темно — лес густой. Да и уклон везде некомфортный. В итоге, площадка под нашу просторную палатку нашлась на самом скальнике. До вершины оттуда лезть всего ничего.

Видимо, именно это место Егор Полтавченко назвал некатегорийным перевалом через Шахтанские Камни. Координаты перевала 51 56 04,1 с.ш. 104 10 27,1 в.д. Высота 863 м.

Уютное местечко

Собираясь на Шахтанские Камни с ночёвкой, нужно помнить, что ближайшая вода осталась ещё в ручье, текущем вдоль визирки.

В месте, где визирка уже приближается к дороге стоит пополнить запасы жидкости, так, чтобы воды хватило и на дорогу и на приготовление еды.

Ручей у визирки

Поставив палатку и поужинав, решили подняться на вершину и, собственно, осуществить основную цель мероприятия – проводить последнее летнее солнце. Пока солнышко было ещё высоко, рассматривали окрестные дали. Пожары, видимо обходили стороной эту территорию – все холмы и хребты покрыты густым лесом. Несмотря на ясную погоду, хамар — дабанские вершины скрывала дымка.

Из скальников отсюда хорошо видно только Старуху и курумное поле под ней. — А она прямо напротив. Возможно, видно и другие вершинные скальники, но на местности мы их определить не смогли.

Абрис

Тишина на вершине была бы абсолютной, если бы не перекрикивания кедровок, которых здесь большое множество, да глухой, но монотонный шум двигателя, – видимо, "джиперы" прорывались по сложной дороге к Большой Половинной или, может, к самому водохранилищу.

Зубья Саян

Тем временем солнце стало стремительно приближаться к горизонту – настало время расчехлять фотоаппарат.

Для пущего эффекта включила на телефоне непальскую музыку. Такую обычно ставят фоном в видеоотчётах о гималайских восхождениях.

Несмотря на то, что от тех мест мы сейчас далеко, нужной атмосферы музыка добавила. Прочувствовали важность момента – как-никак лето уходит.

Старуха провожает лето

Чаепитие с лучшими видами

Свеча догорает

Проводив солнце, вернулись в палатку. Ночь была тёплой, даже росы не выпало. Деревья, растущие ниже нашей палатки, колыхались от ветра и создавали эффект шума морских волн — кажется, что спишь на пляже.

Утром какая-то птица шуршала листьями у палатки, но быстро улетела. Ещё одна птичка очень необычно ухала где-то над ухом, но засечь ее также не вышло.

Первые часы осени

Непосредственно момент рассвета мы благополучно проспали, но немного утренней магии нам досталось. Вооружившись термосом и бутербродами, забрались на вершину и устроили душевный завтрак с видами на туманные долины и хребты.

В сторону Большой Половинной

Туманы в долине Половинной

В 9 часов утра уже полностью собранные, мы выдвинулись в обратную сторону. При сворачивании лагеря убедились, что после нас ничего не осталось.

Следуя популярному сейчас принципу — leave no trace (не оставлять следов) стараемся не жечь костры, чтобы не делать новых костровищ, а в случае со скальниками — ещё и не допускать следов копоти на камне.

Немой свидетель на заросшей дороге

Изначально в планах на обратный путь было возвращение через усадьбу Петровича-Черепаху-Идол-Витязь. Но свернув на визирку для пополнения запасов воды, решили так по ней и возвращаться.

Дойдя до Медвежат, и пройдя чуть по дороге в сторону горнолыжки, мы свернули налево и ушли к зимовью Сказка. По пути остановились для сбора созревшей брусники в районе большого горельника.

Где моя большая ложка?

Дойдя до Сказки, обнаружили там большую компанию, — видимо, люди никогда оттуда не выводятся.

Ещё немного и мы на поляне под Витязем. Несмотря на 1 сентября, народу, в том числе школьного возраста, огромное множество. Мы со своими рюкзаками в собравшуюся компанию как-то не вписывались, поэтому после недолгого обеда на Витязе по верхней тропе ушли на Орлёнок к 4-х часовой электричке.

Обратный путь составил около 17 км.

Идол в кустах

Безымянный скальник около "Сказки"

Ну и в качестве выводов.

Шахтанские Камни – скальник интересный. Не в последнюю очередь своей безлюдностью, и, конечно же, обзором с вершины. В ясные дни поздней осенью и зимой должны быть хорошо различимы вершины Хамар-Дабана, да и другие окрестные горки также интересно будет поразглядывать знатокам местности.

Сходить на Шахтанские можно и за день, трек получится чуть больше 30 км, но, чтобы лучше рассмотреть скальные останцы и «потусить» подольше на вершине с видом на закат, имеет смысл устроить там ночевку.

Главное – запастись водой.

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Алексей Редькин

Следуя популярному сейчас принципу — leave no trace

Если у Вас и людей, из вашего окружения этот принцип популярен, то можно только порадоваться! Спасибо Вам, что бережёте природу и говорите об этом! И на один день смысла ходить в это место я не вижу. Торопиться, ничего не видеть и не запомнить, кроме тропы и дороги у себя под ногами... Лучше с ночёвкой ходить.
08.10.2019, 22:06:25 |
Евгений РензинТатьяна, с дебютом вас! Хороший рассказ и фоты отличные. Спасибо!
08.10.2019, 23:09:54 |
Стас ФМеня этот отчёт "просит встать с дивана" и собрать рюкзак!!!! Класс!!!
08.10.2019, 23:54:58 |
Sergey VСпасибо за отличный рассказ, Татьяна!
Шахтанские становятся весьма популярными. Мы тоже сходили в прошлую субботу, а в воскресенье, насколько мне известно, там побывала большая компания, более 10 человек.
Насчет обязательной ночевки — не соглашусь. Мы уехали обратно на 7-часовой электричке, при этом часа 1.5 погуляли по скалам, погрелись на солнцепеке, уплетая арбуз. В общем, это дело вкуса и привычки, мои ноги иногда просят хотя бы тридцаточку :) С другой стороны, порой мечтаю переночевать в палатке на Олхинском.
09.10.2019, 06:58:04 |
Игорь ВороновИнтересно рассказано!

Трек, приложенный к фотоотчёту Михаила Иванова, оказался «сломанным»

Трек скачал, нормально открылся в локусе.
09.10.2019, 14:39:07 |
Пётр КузнецовТатьяна, спасибо за прекрасный отчёт!
А ещё спасибо за наводку, что лучше идти через скальник Медвежата. Я специально померил все возможные варианты, и вариант пути от Орлёнка через нижнюю тропу к Медвежатам и далее по визирке оказался самым логичным. Конечно, можно было бы сократить путь через верхнюю тропу на Витязь и горнолыжку, однако там немного экономится, а наборы холостой высоты налицо. Потому для быстрого пешего хода оптимален Ваш вариант.

Sergey V: а в воскресенье, насколько мне известно, там побывала большая компания, более 10 человек.

Да, в воскресенье нас было 12 человек. Мы даже немного полазили по скальнику и окрестностям.

09.10.2019, 15:08:38 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Татьяна, интересно и красиво!
09.10.2019, 15:10:33 |
Пётр Кузнецов

Sergey V: Насчет обязательной ночевки — не соглашусь.

Полностью согласен с Вами. даже туристы с не очень быстрым ходом смогут дойти, немного полазить по Шахтанским и вернуться обратно в течение одного дня. Мы выехали на первой электричке, вернулись на последней. Часть пути прошли с фонариками по темноте. Дошли до скальника за 3 часа 20 минут (группа сильно растянулась, много фотографировали по пути). Обратно вышли за 4 часа, чтоб забежать на Зеркала. На скальнике пробыли 1 час 20 минут.
09.10.2019, 15:15:14 |
Sergey V

Пётр Кузнецов: и вариант пути от Орлёнка через нижнюю тропу к Медвежатам и далее по визирке оказался самым логичным

Пётр Кузнецов: А трек Михаила Иванова и у меня открылся, но он через Старуху и зимовьё Петровича.

Пётр Кузнецов: можно было бы сократить путь через верхнюю тропу на Витязь и горнолыжку

Да все они имеют право на жизнь :) Счастье — в разнообразии вариантов. Заходить можно одним, выходить другим. Оптимизировать при этом временные затраты, что бы и не скучно было, и электричку не ждать в Орленке.
Самый скоростной и легкий вариант — на вело. Тогда примерно 600 метров пешки по тропе на визирку, и к самим скальникам 1 км, конечно. Есть вариант проехать большое кольцо через нацпарк (кордон придется как-то миновать), примерно 50 км, с заходом по пути на Шахтанские.
09.10.2019, 15:33:25 |
Константин Суханов

Судя по карте, резкий поворот дороги вправо (90 градусов) будет через километр после выхода тропы с визирки на дорогу. По иным картам, здесь развилка, и прямо уходит ещё одна дорога в верховья левого истока БП. Но вы повернули по основной дороге вправо и проследовали далее ещё километр до следующего поворота дороги вправо, не такого крутого (45 градусов), до развилки с нужной заросшей дорогой. И вот здесь по заросшей дороге ушли не влево, как пишите, а прямо-чуть влево-прямо до самой цели.
Стороны движения указаны по ходу к скальнику.
Всё так, или есть ещё какие-то нюансы?
Отчёт сделали хорошо и красиво. Спасибо.
09.10.2019, 15:46:14 |
Константин Суханов

Sergey V: Тогда примерно 600 метров пешки по тропе на визирку...

Не, километр там минимум.

Пётр Кузнецов: ...вариант пути от Орлёнка через нижнюю тропу к Медвежатам и далее по визирке оказался самым логичным...

Вернее, самым коротким по времени. Уточню: по нижней дороге идём к Витязю. На равнозначной развилке (там, где к Витязю направо), идём прямо меньше километра и на первой следующей развилке сворачиваем вправо (где дорога идёт к Горнолыжке). По ней переходим ключ Зыряновский и сразу сворачиваем на лесную дорогу влево (она идёт под самой горой). Вскоре дорога заканчивается кольцом с местом для пикника и переходит в тропу, следующую в прежнем направлении. Идём по ней и далее выходим в начале подъёма на лесную дорогу к Зеркалам и Медвежатам.

Пётр Кузнецов: Конечно, можно было бы сократить путь через верхнюю тропу на Витязь и горнолыжку...

09.10.2019, 16:10:52 |
Пётр Кузнецов

Константин Суханов: Всё так, или есть ещё какие-то нюансы?

По сути там понятно, где подниматься к скальнику на гору. Выше идёт старая заросшая дорога, бурелома и частокола нет, идти комфортно.

Константин Суханов: Кстати, перед тем, как тропа с дороги впадает в визирку, есть небольшой, но интересный скальник. И с него видны близкие Шахтанские Камни.

Я тоже его заметил, но не залазил на него. А вообще с этого скальника хороший обзор?

Константин Суханов: Вряд ли там получится экономия по времени. Хотя, если от Витязя уйти через перевальчик (где раньше зимовье Локомотива было) на тропу левого берега Зыряновского , по мостику через него, мимо Горнолыжки тропой влево подняться на перевальчик к Старухе, а внизу свернуть на дорогу влево и по ней к Медвежатам — может быть...

Да, я этот вариант и имел ввиду :-)
09.10.2019, 16:50:53 |
Константин Суханов

Пётр Кузнецов:  А вообще с этого скальника хороший обзор?

Да, многое видно.
09.10.2019, 18:31:47 |
Татьяна Дружинина

Алексей Редькин:  Спасибо Вам, что бережёте природу и говорите об этом!

Спасибо за отзыв! Я в последнее время стала ловить себя на мысли о том, как у всех людей любой поход ассоциируется с костром. Любая вылазка на природу сопровождается разведением огня. И даже летом, когда не стоит вопрос с обогревом. Это такой романтический образ — вечер, лес, палатка, костер.... Такое коллективное бессознательное.
09.10.2019, 19:38:50 |
Татьяна Дружинина

Евгений Рензин: Татьяна, с дебютом вас! Хороший рассказ и фоты отличные. Спасибо!

Спасибо за реакцию!) Долго решалась сесть и разобраться с настройками сайта. В итоге оказалось не так и сложно. И спасибо редактору(ам), что кое-где откорректировали синтаксис и пунктуацию.
09.10.2019, 19:43:21 |
Татьяна Дружинина

Пётр Кузнецов:  Sergey V: Насчет обязательной ночевки — не соглашусь. Полностью согласен с Вами. даже туристы с не очень быстрым ходом смогут дойти, немного полазить по Шахтанским и вернуться обратно в течение одного дня.

Спасибо за отзыв)
Да, конечно, за день можно далеко убежать и успеть вернуться к электричке. Но у нас была цель — встретить на вершине закат, отсюда и ночевка.
09.10.2019, 19:47:45 |
Татьяна Дружинина

Константин Суханов:  Судя по карте, резкий поворот дороги вправо (90 градусов) будет через километр после выхода тропы с визирки на дорогу....Но вы повернули по основной дороге вправо и проследовали далее ещё километр до следующего поворота дороги вправо, не такого крутого (45 градусов), до развилки с нужной заросшей дорогой.

Спасибо за отзыв!
Резким поворотом вправо я как раз назвала то место, где мы ушли с основной на заросшую. На карте этот поворот не 90 градусов совсем, но на местности он воспринимается как вполне себе резкий. Собственно до этого изгиба (поворота) дороги с развилкой на заросшую, никаких других развилок (с момента выхода с визирки) нету. То есть — вышли с визирки на дорогу и повернули налево, шли по дороге никуда не сворачивая (да и некуда было) пока не дошли до развилки со старой заросшей дорогой. В этом месте основная дорога делает поворот вправо (судя по карте уходит к мосту через Половинную).

Константин Суханов: По иным картам, здесь развилка, и прямо уходит ещё одна дорога в верховья левого истока БП.

Я поняла о какой дороге вы пишите. Она есть здесь на "сайтовской" карте, но по факту там очень слабая колея. Основная дорога и эта колея какое-то время идут параллельно прежде чем разойтись. Пользуются ей редко — и только джиперы видимо, фактически там были следы протекторов по траве, вот и вся дорога. Нужно просто идти по основной, попасть на эту колею шансов нет. Мы к ней спустились только в надежде найти ручей (один из истоков БП), но там вода только стоячая.

09.10.2019, 21:16:55 |
Татьяна Дружинина

Марина Васильева (Красноштанова): Спасибо, Татьяна, интересно и красиво!

Спасибо большое за отзыв!)
09.10.2019, 21:26:21 |
Sergey V

Татьяна Дружинина: Я поняла о какой дороге вы пишите. Она есть здесь на "сайтовской" карте, но по факту там очень слабая колея. Основная дорога и эта колея какое-то время идут параллельно прежде чем разойтись. Пользуются ей редко — и только джиперы видимо, фактически там были следы протекторов по траве, вот и вся дорога.

Совсем недавно эта дорога была довольно популярна. По ней ездили зимой с Большого Луга. Так гораздо ближе, чем по основной. Но за последние года 4 она заметно заросла. И летом — непроход, пару болот приходится пересекать. Вот описание — https://nature.baikal.ru/path.shtml?id=247
Один раз проехали мы по ней на велах. То еще приключение :)
09.10.2019, 22:52:39 |
И. ФефеловЕще о Шахтанских камнях. Есть мнение (Сергея Сомова), что координаты, указанные здесь https://nature.baikal.ru/gpsfile.shtml?obj=skala&id=shahtanskie, неточные и относятся на самом деле к другому скальнику, расположенному примерно в 1,5 км к северо-востоку от настоящих Шахтанских камней.
Рассматривая карту, помещенную в отчете первой картинкой, определенно склонен с ним согласиться. На ней Шахтанские камни нанесены именно там, где Сергей указывает. Этот отчет, где пишу этот комментарий, судя по треку на этой же картинке, к ним определено относится.
Тогда вопрос — отчего такие координаты.