...Вот уже второй день блуждаем среди кошмарно высоких валов ледника Северный Иныльчек. Туман, мокрый снег и ещё не истрёпанный горными хребтами ветер стали нам постоянными спутниками. Ледник то покрывается белой шубой, то стелется под ногами серой тридцатипятикилометровой лентой. Иногда ветер разгоняет тучи; тогда впереди становятся видны далёкие ориентиры пиков Мраморной стены и Пржевальского. Где-то справа укуталась в облака семикилометровая игла Властелина Неба – пика Хан-Тенгри.

База альпинистов в Пржевальске
Пограничная застава Майда-Адыр

Наша цель сегодня – ледник Краснова, правый приток Северного Иныльчека. Там, между обледеневшими вершинами, есть сложный проход в Сарыджазском хребте. Это последнее препятствие в маршруте нашей экспедиции пользуется дурной славой среди горников. Перевал Опасный! Там лавины, разрывы льда, камнепады, изнуряющая высота и дикий, пронизывающий до костей ветер. Но ведь за тем и идём….

С рюкзаками 50 кг идём до первой заброски через перевал 1Б
Ледовый склон перевала Адмирала Макарова 3А 4800

Вконец заблудившись в белой мгле ледника, упираемся в бездонный пролом. Вынужденно уходим влево-вверх, на одну из террас склона. Теперь ледник под нами. Выбираемся на тёплую каменную площадку, и – чудо! Не верю глазам: из-под камней пробиваются пучки зелёной травы; рядом растут махровые эдельвейсы, пустили стрелки красавцы-ирисы, даже жёлтая ромашка нашла себе место среди этой ледово-каменной пустыни на высоте четырёх с половиной километров! Здесь бы и заночевать. Но нам нужно выполнить свой план…

С верхнего поля уходим на перевал
Укуталась в облака Победа

Ледник Краснова сразу заявил о себе крутизной. Через час пути он взметнулся километровой ступенью ледопада, ведущего к почти отвесным стенам Сарыджаза. Погода испортилась совсем: щедро посыпала крупа, скрылся в тумане ледопад. Быстро ставим палатку, разводим примусы. Шмель-4 – надёжная техника. Теперь можно разуться, сбросить с ног надоевшие колодки – промокшие горные вибрамы. К утру они смёрзнутся до твёрдости камня. Надеть их можно будет только после разминки с помощью скального молотка.

Штурмуем огромные ледовые поля

Отдых перед перевальным взлётом

Чай готов! Толстые румяные оладьи горой высятся у примуса. В скороварке булькает будущий ужин. Достаём халву, орехи – на выходе группа может позволить себе такую роскошь. Ужинаем под поток информации радио "Свобода". Других станций почему-то нет. Ну и ладно. На леднике по-прежнему туман. Освещённая палатка снаружи выглядит фантастично. Её засыпало крупой, она плывёт по серым волнам низких сумеречных облаков. Так тепло вокруг...

Пурга разыгралась утром. День потерян. Остаётся сидеть и ждать. А если завтра, послезавтра будет хуже? Погода здесь непредсказуема. Бензин и продукты есть, но поджимают сроки. Ветер усиливается: как бы не порвал палатку. Садимся по углам и подпираем каркас телами. Полотнище натянулось. Теперь надёжно, но холодно. Ждём. Мёрзнем. Слушаем "Свободу". Вдруг сквозь эфирные трески и плачи прорывается родной Маяк: в долинах Киргизии сегодня +35 +40. Вылезаю наружу. Снег немедленно набивается в щели одежды, хлещет наотмашь по лицу, ветер не позволяет распрямиться. В пелене облаков появились разрывы; там голубеет небо, сквозь туман угадывается белое солнце.

Айсберги ушедшего озера
Вертолёт на поляне Мерцбахера

Наконец выходим. Снегу намело почти по колено. Вчетвером связываемся верёвкой и начинаем подъём. Вообще-то, сначала нас было шестеро. Пять дней назад мы спустились с истоков Южного Иныльчека к поляне Мерцбахера. Пришли по снегу и уже в темноте. Нас как родных встретили гляциологи, в честь возвращения устроили ужин; ну и в наших фляжках тоже было не пиво. Появившаяся ниоткуда гитара создала очередь из маэстро. А утром подвернувшийся вертолёт забрал двух участников в Пржевальск (они опаздывали куда-то по своим делам); и мы, уже вчетвером, продолжили путь. Спортивные правила запрещают сложные путешествия в таком составе, но… нам можно.

Нимб над Ханом

От поляны пересекаем Южный Иныльчек поперёк в сторону Тенгри-Тага. Вот оно, озеро Мерцбахера! Талые воды, стекая с Северного Иныльчека к Южному, в месте впадения в ледник образуют огромную уникальную чашу. Берега ее отвесны. Раз в год, в конце августа, озеро приподнимает край огромного Южного ледника; последний как бы всплывает, и вода уходит под него. Это и случилось позавчера.

Обычно, чтобы попасть с Южного ледника на Северный, группы в обход озера идут связкой перевалов Тенгри-Тага — Броненосец+Мирошкина. Сейчас воды нет, и мы смело ступаем на дно. Вскоре ледовые валы и трещины вынудили группу уйти к правому по ходу борту хребта. Здесь царство айсбергов. Огромные хрупкие сооружения высотой до сотни метров переплелись друг с другом в каком-то диком хаосе. Всё это лежит на донном склоне, готовое обрушиться в любой момент. С трудом находим проходы между глыб, забираясь иногда в ледяные пещеры так, что становится сумеречно. У-ухх!!! – рассыпался айсберг. Хорошо, не под нами. А следующий? Трещит, но, кажется, держит. Не заблудиться бы в таком лабиринте, не улететь бы в чёрную дыру. Напряжение возрастает. Ощущения хуже, чем при прохождении лавиноопасного склона. Наконец выходим на скалы. Здесь круто, но безопасней. Азиатское солнце дарит потоки тепла. И тут знакомый рокот сверху. Вертолёт! Лётчики видят и провожают нас, делая круг…

Ледовая трещина
На поляне Мерцбахера
В ледопаде перед верхним полем
На леднике Южный Иныльчек
Спустились с перевала Путеводный 2Б 4900

Миновав наконец ледовый пояс, попадаем на ровное песчаное дно. Айсберги здесь редки и легко обходятся. Очень разнообразные формы. Находимся в сказочном ледяном городе: проходим через арки и мосты мимо огромных построек загадочной архитектуры, мимо ледяных слонов, ящеров и динозавров. Южное солнце усиливает эффект, играя в ледяных замках, слепя встречными бликами. Поднимаемся на моренный вал. Здесь Верхнее озеро. Горы купаются в его бирюзовых водах, а вдали уже виден язык Северного ледника. Всё, на сегодня хватит — нам удалось пройти дном озера от берега до берега. Ночуем на льду.

Ледовые грибы
На перевале Опасный 3А 5200 метёт...

...Ледопад оказался сложным. Если проследить путь группы сверху, то можно увидеть путаные зигзаги. Это наши блуждания в поисках снежных мостов. Идём осторожно, переползая через трещины. Не выдержит такой мост, и полетишь в чёрный провал, повиснешь на страховке. Неприятный, но ожидаемый момент. А лёд крут, разрывы не угадываются под снегом и расположены беспорядочно.

Под стеной Сарыджаза отдыхаем. Лавины идут непрерывно. За почти месяц похода мы привыкли к ним и не замечаем грохота. Дальше путь один – снежным перешейком под стеной наверх, оставляя по ходу справа вторую, непроходимую, ступень ледопада. Вычисляем расписание летящих со стены лавин. Мы должны пройти в промежуток между ними. По расчёту — успеваем. Дождавшись очередной, выходим под стену. Торопимся. Пот заливает глаза: вытирать некогда. Сухой воздух дерёт лёгкие. Высота уже за пять тысяч. Не побегаешь… Участники напряжены до предела – быстрее, быстрее! Наверху оглядываюсь на шум. Так и есть, лавина прервала цепочку наших следов…

После похода в Арасане

Но основной сюрприз горы приготовили выше. После перегиба льда упираемся в разлом шириной метров пятнадцать. Дальше несколько трещин, поворот, взлёт – и, кажется, всё. Ищем проход. Вдруг гул, мощный, нарастающий. Лавина вылетела слева; обдав пылью, ударила в пролом и образовала мост. Проход готов. Попеременно переползаем вынос, преодолеваем взлёт и выходим в верхний цирк. Перевал перед нами.

Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова)Люблю я старые фотографии. Вот хоть и нет в них шика-блеска, контраста и ширины обзора, и даже цвета нет, а всё равно они какие-то притягательные... История. Спасибо, Константин. Аросана нам тоже понравилась, после похода по горам.
06.10.2019, 20:40:16 |
Александр РютинЭто была ваша молодость и в этом притягательность. + альпинизм в те времена был поднят на не понятную высоту. А чем эти парни лучше других, не альпинистов. На вид очень дохлые. А могли они как я в 18 лет выжать 2-х пудовку 20 раз. Очень сомневаюсь.
06.10.2019, 21:45:47 |
Sergey V

Александр Рютин: поднят на не понятную высоту

Ключевое слово в данной фразе.
И не все на вид определяется, очевидно.
06.10.2019, 22:56:03 |
Константин Суханов

Александр Рютин: А могли они как я в 18 лет выжать 2-х пудовку 20 раз. Очень сомневаюсь.

Да нет, конечно. Дохлые мы были. Кроме рюкзаков по 50 кг, ничего и поднять-то не могли)))

Марина Васильева (Красноштанова): Люблю я старые фотографии.

Вот и я... Это ч\б, их мало. Основное в слайдах.

Александр Рютин: А чем эти парни лучше других, не альпинистов.

Абсолютно ничем. Даже хуже: вместо того, чтобы строить коммунизм, как завещал великий Ленин, мы шлялись по горам)))
06.10.2019, 22:57:10 |
Александр Рютин

Константин Суханов:  Дохлые мы были. Кроме рюкзаков по 50 кг, ничего и поднять-то не могли

Я тоже таскал по 50 кг. в молодости: горбовик 40 литров ягоды + спальник + одежда часто промокшая под дождем + топор + котелок + ...
Но ребята на фотографии очень хлипкие в отличие от меня.
06.10.2019, 23:39:13 |
Константин Суханов

Александр Рютин: Но ребята на фотографии очень хлипкие в отличие от меня.

Так наголодались в походе)))
06.10.2019, 23:41:08 |

Александр Рютин: Но ребята на фотографии очень хлипкие в отличие от меня.

Чтобы зайти на высоту, надо быть не амбалом, а сухим бегуном. Лишний вес мешает на подъёме. Сколько со мной ходило амбалов, тягающих гири и штанги, большинство из них не могли уйти далеко и высоко. Объясняли тем, что нагрузки другие, им непривычны.
06.10.2019, 23:45:04 |

Константин Суханов: Так наголодались в походе)))

Я бы и без улыбки подтвердила это. Кто там не был, тому не понять. У нас в группе после похода теряли вес до 20кг. Любой амбал, потеряв 20кг, станет дистрофиком. А альпинисты к тому же — не амбалы.
Ребята в бане — после похода.
06.10.2019, 23:53:05 |
Юрий Мельников

Константин Суханов:  . Основное в слайдах.

Константин Николаевич, и отсканированы все?
07.10.2019, 03:16:05 |
Константин Суханов

Юрий Мельников: Константин Николаевич, и отсканированы все?

Эх, если бы... Лежат себе в коробках (если ещё лежат). Походов было много; слайдов, соответственно, тоже. Дождутся ли лучшей участи, не знаю. Качество там, конечно, получше, чем на переснятых выложенных выше ч\б.
Мы делали тогда слайд-фильмы со звуковым сопровождением на магнитной плёнке. Демонстрировалось это на банкетах, собраниях секций и т. п.
07.10.2019, 10:32:10 |
Юрий Мельников

Константин Суханов:   Лежат себе в коробках (если ещё лежат). Походов было много; слайдов, соответственно, тоже. Дождутся ли лучшей участи, не знаю..

Константин Николаевич! Пока есть желание и силы- начинайте немедленно сканировать! Мало того,что будет самому интересно и волнующе увидеть невозвратимое прошлое на мониторе (или экране ТВ), Вы ещё и спасёте ценную информацию от случайной гибели или просто выброшенную ,как это бывает,родственниками.А эти ч/б пересняты,а не сканированы ,если правильно я понял? Тогда для цветных слайдов целесообразнее приобрести сканер с функцией инфракрасной очистки.На вторичном рынке это может быть 3 — 15 тыс.руб. Сам процесс сканирования элементарный.