…Я терпел поражения, отступал в 11 гималайских экспедициях, и
поэтому я жив…

Райнхольд Месснер

Наверху и не собирается таять

16 августа. Вчерашний перевал четко обрисовал наши возможности и прочистил мозги. “По снегу на перевалы выше 1б соваться без снаряжения не стоит” — было мягко сказано нам свыше. В связи с этим, а так же наблюдая все окружающие нас перевалы (а их концентрация в тех местах достаточно высока) в снегу, который и не собирается таять, утром мы приняли решение свернуть дальнейшую программу-максимум и пройти мимо Амфитеатра. А в связи с этим и Байконур стал неактуален – его высоченное седло, плотно заваленное снегом, появившееся минут через десять пути справа по ходу из-за гребня, разделяющего истоки Левой Билюты, не вызывало никакого желания туда подняться. В общем, пошли по аварийному пути наименьшего сопротивления, предусматривающему всего лишь один перевал – БЕПКАН.

Перевал Лавинный

Панорама озера

Давненько не ходил по Левой Билюте. Оказывается, помимо замысловатого сброса от цирка Грозного-Долгожданного к озерам, есть еще один, не менее впечатляющий сброс от озер к зоне леса. Вспомнил о нем, лишь неожиданно выскочив на его обрыв и оказавшись на высоте “птичьего полета” над долиной Левой Билюты, которая мощными ступенями падала в лес, мелкой щеткой валяющийся где-то далеко под ногами. Пришлось сделать приличный крюк влево, чтобы спуститься вниз.

Перепрыгнули на правый берег и тут же уперлись в солидную морену, она мне почему-то запомнилась. Ее поверхность, довольно горизонтальная, метров на пять возвышается над руслом реки, а тянется она километра на два. Тропа зажата между склоном морены и водой, петляет по камням.

По окончании морены тропа стала значительно увереннее, и мы, набрав крейсерскую скорость, без особых приключений (с одной остановкой в черничнике-голубичнике) проскочили всю Левую Билюту до ее впадения в Правую.

И вот мы снова на стрелке двух Билют. На мой взгляд, это одно из ключевых мест в Саянах. Даже природа выделяет его из всей окружающей местности. При подходе к стрелке, что по правому берегу Левой Билюты, что по левому берегу Правой Билюты, только глухой лес, болотины, курмы, прижимы, выворотни, встать на протяжении примерно часа пути абсолютно негде (вспоминаю, как мы со Славой под вечер почему-то проскочили мимо стрелки и потом час перлись вверх по той же Левой Билюте, постоянно оглядываясь в поисках чего-нибудь ровного, наконец, уже в темноте встали на какой-то песчаной намытой площадке в старом русле). За сто метров же до стрелки, местность резко выравнивается, берег поднимается над руслом и, наконец, появляется уютная, солнечная, и, к сожалению, довольно замусоренная поляна.
Бродим Билюту
Вокруг ясно...
... А впереди непогода

Можно и перекусить. Прибираемся на поляне как можем, бумажный и некоторый пластиковый мусор сжигаем (и не надо строить кислых мин и кричать, как Гор, о вреде пластикового дыма и глобальном потеплении, лучше выносили бы пластик с собой назад). Погода невнятная. Отдохнув с часок, собираемся и валим на правый берег Правой же Билюты. Переправа спокойная, но Сергей на этот раз все же обул кроссовки, течение выглядит солидно. Переправившись, бросаю взгляд вперед – точно над тем притоком, по которому нам нужно подниматься к перевалу БЕПКАН, стоит грозовая туча и поливает все, что там есть, проливным дождем. Везде вокруг сравнительно ясно, а там – надо же – ливень. Делать нечего, движемся в сторону этого безобразия. Несмотря на погоду, уже в который раз с большим удовольствием прохожу этот небольшой (примерно два километра) участок на Правой Билюте. Невероятно ровная, почти без камней — идиллия. Местами песочек, поросший чабрецом, и спокойные, параллельные главному, русла. Просто сказка. Почему-то идти по улице Ленина или по Тагархайским покосам значительно менее приятно, хотя там даже более ровно. С чего бы это?

Примерно посередине участка замечаю движение чачи в нашу сторону, и мы тут же ставим палатку (мест сколько угодно). Не для ночлега, нет, просто уже расслабились, не хочется мокнуть. Минут через двадцать над нами проходит туча, поливая все ливнем, и еще через двадцать минут мы скатываем временный лагерь и продолжаем движение. Наконец-то улавливаю, в какой момент тропа уходит в подъем на приток (это происходит довольно далеко от места впадения этого притока), обычно этот участок я проходил по бездорожью. Благодаря тропе, мы и по мокрому лесу движемся сравнительно сухими. Подъем весьма продолжителен, и высота набирается порядочная. Затем тропа становится значительно положе, и тут нас вторично накрывает дождем. Повторить трюк с палаткой не удастся – мест под нее нет. Довольно долго движемся под мелким дождем, и вот, когда до расчетного места остается минут пятнадцать, дождь превращается в ливень. Почему-то до сих пор не обзавелся общезащитной комплектой или мощным прорезиненным плащом, обхожусь легким, промокающим за десять минут ливня, анораком. (Видимо это потому, что не хожу по Хамар-Дабану). В общем, решили поэкспериментировать – встали под сухим кедром, сняли кули и стали ждать, как и в прошлый раз.

Зима спустилась в лес

Ожидание затянулось почти на час, ливень только усиливался, но кедр выдержал и не протек. Скоро начнет темнеть, и я уже начал морально готовиться к прорыву и установке палатки под дождем, но тут он довольно резко закончился. Быстро пробегаем в накатывающем сверху тумане последние перед границей леса косогоры и падаем уже в полном тумане на довольно известной полянке. Найти воду здесь, если кто не знает, весьма затейливо. Русло основного потока проходит глубоко под мореной, тишина замогильная (извиняюсь за неуместный каламбур). Обхожу по памяти и по периметру полянку и на противоположном склоне скорее угадываю тихо струящийся ручеек. Просто удача, что он вообще тут есть, ведь далее и эта слабая струйка уходит под морену. В сумерках и тумане даже отсюда палатку, стоящую в пятидесяти метрах по прямой, почти не видно, сказка становится зловещей. Быстро возвращаюсь в такую уютную сегодня палатку, а через пять минут начинается следующая серия ливня. Она почти без перерыва продолжается всю ночь, под утро, сменившись таким знакомым шуршанием по тенту. Зима опустилась до зоны леса, на уровень 1900.

Далее (17 августа. Барун-Хандагай, зима)