Игорь Фефелов | Тут вот что любопытно. Знакомые геодезисты отыскали инструкцию по установке геодезических знаков 1941 г., и там написано, что в случае скального грунта знак вмуровывается прямо в скалу, а если скала находится не на поверхности, а на глубине от 0,3 до 1,5 м под почвой, то сооружается бетонный монолит, в котором устанавливается два знака: один на уровне грунта, а второй сверху. Бетонный монолит тут налицо, но при этом, как мне на месте показалось, грунт-то скальный прямо с поверхности! Это одна странность, а вторая — форма монолита. По инструкции 1941 года описывается основание в форме усеченного конуса с поперечником наверху 30 см и высотой 25 см. А здесь оно в форме прямоугольного параллелепипеда с поперечником 40 см и в метр высотой! (А так предписывается в инструкции уже 2001 г.) И, насколько помню, другие основания знаков, уже 1940-50-х годов (ГУГК), которые мне на Олхинском плато попадались, тоже все прямоугольные, конических нет.
... А потом стали экономить и на материалах (впрочем, эта марка тоже небольшая... но сравнить с марками конца XIX — начала XX века — те были диаметром в 5 и даже 7 дюймов!), и на дизайне, и на тексте. Даже год перестали указывать. Только ведомственную принадлежность геодезистов (положим, "ГУГК") и индивидуальный номер.
Этот тип марки довольно редко встречается, во-первых, потому, что массовая картографическая съемка территории СССР развернулась уже после войны, а во-вторых, потому, что гражданская геодезическая служба в подчинении НКВД пребывала недолго — с 1935 до 1938 г. Потом ГУГСК НКВД СССР превратилось в ГУГК СНК СССР. |