С 1930 по 1941 годы в СССР для туристов и альпинистов издавался журнал «На суше и на море», от 12 до 24 номеров в год, на дешёвой газетной бумаге, в номере было от 16 до 30 страниц. Много лет назад, будучи в командировке в Новосибирске, мне повезло купить часть номеров журнала за 1930-1941 гг. Первоначальным владельцем этих номеров был С. Благодаров, который жил на Бухарской улице в городе Новосибирске (вдруг откликнется кто-то из его родственников).

В журнале есть интересные для иркутян статьи. Например, в № 9 за 1935 год, на страницах 8-9, напечатана статья Р. Гакеля «На Хамар-Дабан» о восхождении на пик Черского. На мой взгляд, самое необычное в статье то, что описание похода практически не отличается от современного. Поход был совершён не позднее 1934 г., так как в 1935 г. уже была построена метеостанция, и в этой статье она не упоминается.

Похоже, что восхождение на пик Черского было весьма популярным у иркутян. Я сталкивался с теми, кто рассказывал, что они совершали восхождение на пик Черского в середине 1920-х годов.

Юрий Немировский

И. ФефеловОчень интересный материал!

Интересно, откуда они взяли 2876 м...
24.09.2020, 10:24:42 |
Юрий Немировский Возможно, когда-то к горному массиву Хамар-Дабан относили и район Ургудеевского гольца. Автр статьи в каком-нибудь справочнике прочитал, что высота Хамар-Дабана достигает 2876. И связал эту высоту с нынешним пиком Черского, а тогда Хамар_Дабаном.
24.09.2020, 18:05:38 |
И. ФефеловВидимо, так — посчитав его самым высоким во всем массивом.
24.09.2020, 19:14:58 |
Вадим ШахновичРодион Александрович Гакель, инструктор альпинизма и автор этой статьи совершил описанное восхождение в 1932 году. Информация отсюда: https://pandia.ru/text/77/388/99573-2.php
Спасибо большое, очень интересный материал!

А Н К Е Т А
1931 – Юсеньги-Баши;
1932 – Хамар-Дабан (Забайкалье);
1933г.- Щебиюка (Южный Алтай);
1934 – Терскол АК (Западн.).
11. Восхождения на вершины, в каком году
12. Пройденные перевалы и в/горные маршруты – в каком году
13. Составлялись ли описания маршрутов и восхождений, каких именно, опубликованы ли они, отданы ли в горную секцию, в научные организации
14. Были ли инструктором
15. Получена ли оценка, награда, благодарность или отрицательные отзывы совершённых походов и какие именно
16. Какую работу несёт в горной секции
«28» февраля 1935 Подпись Р. Гакель

04.10.2020, 01:05:41 |
Юрий Кузнецов Юра, глубокая благодарность и признательность за представленный материал.

11.10.2020, 13:52:54 |
Юрий НемировскийВадиму Шахнович — фантастика...
15.10.2020, 14:51:47 |
Вадим Шахнович

Юрий Немировский: фантастика...

Спасибо! :) Я этот вид деятельности называю "цифровая археология", и занимаюсь им уже лет 20. Полагаю, что чем дальше — тем более актуальным он будет.
Но с бытовой точки зрения всё просто: берём "Великую Гуглу" и пишем ей запрос:

"Гакель" Хамар-Дабан

Кавычки — обязательны! Они указывают поисковой машине, что в результатах поиска обязательно должно быть указанное в кавычках слово.
Первый результат — то, что я показал. А спасибо надо говорить тем, кто выискивает такого рода архивные материалы и публикует их в интернете.
15.10.2020, 15:16:17 |
Борис Чечет

Вадим Шахнович: А спасибо надо говорить тем, кто выискивает такого рода архивные материалы и публикует их в интернете.

Всё-таки и Вам — СПАСИБО! Тем более — "уже лет 20"!