1. «Кошмар-Дабаны». История первая. Встреча.

2. «Кошмар-Дабаны». История вторая. Утуликские гонки.

3. «Кошмар-Дабаны». История третья. Ловушка таёжной реки.

4. «Кошмар-Дабаны». История четвёртая. Спасите наши души!

5. «Кошмар-Дабаны». История пятая. Выдриные болота.

6. «Кошмар-Дабаны». История шестая. Клещевая атака.

7. «Кошмар-Дабаны». История седьмая. Хотите поучиться у чайников? Или как не надо ходить в горы.

Продолжаю серию "Кошмар-Дабанов" — рассказов о чрезвычайных происшествиях на Хамар-Дабане, происходивших в разных походах разных лет, на протяжении всей моей походной жизни. Этот "кошмар-дабан" был последним в хронологической цепочке событий на моём любимом и дорогом Хамар-Дабане, и имел некоторые последствия, слегка покачнувшие моё несравненное здоровье и былую силу, что заставило меня взглянуть на жизнь по-новому, научиться слышать своё сердце, и бороться за каждую справку от доктора, а также преодолевать непреодолимое... Но главное, как и во всех кошмар-дабанах, это то, что все остались живы-здоровы, и приключение не имело последствий настоящего ЧП. Всё-таки, я везучая!

Это произошло в июле 2008 года, а если быть точней, то 10.07.2008 г., в 17.00. Шёл восьмой день десятидневного похода, обычного, рядового похода со студентами, каких было в то лето, и в те годы, и в последующие — множество. Нас было много, более 20 человек, три группы разного уровня. «Единичку» (1 категория сложности) – вёл студент Женька Сластных, первый раз руководил группой. «Двойку» (2 к.с.) вёл Руслан Шаммасов (уже не студент, но ещё и не спасатель на тот момент, но впоследствии им станет). «Тройку» (3 к.с.), и всю эту толпу, громко называемую туриадой Иркутского института международного туризма, вела я, будучи на тот момент руководителем турклуба вуза и колледжа.

Это был учебно-тренировочный поход, всё проходило по-рядовому гладко и красиво: мы уже за неделю прошли наибольшую часть пути, поднялись на все запланированные вершины (пик Черского, Босан, Маргасанская Сопка), прошли Главный хребет траверсом, преодолели множество водных преград (на реке Слюдянке в то лето не было мостов, а также – на Золотом, Солбахе и Спусковой), прошли болотами левого берега Утулика, встретив там схроны и капканы на медведя, поднялись на перевал Чёртовы Ворота… И на восьмой день пути отправились по хребту Кругосветке на выход, полные впечатлений, удовлетворённые собой и совершенно уверенные в том, что всё трудное – уже позади.

В этот день мы позволили себе сделать с утра полуднёвку на перевале Чёртовы Ворота, потому что группы «тройки» и «двойки» уже были уставшими: накануне, встретившись утром на Солбахе, они прошли от Солбаха по Утулику и вверх по Спусковой. Под дождём, по болотам, с переправами, медведями, и прочими прелестями 10 чистых ходовых часов за день. Естественно, подустали. Естественно, не было надобности будить людей рано утром и гнать дальше, поскольку запас времени по графику движения позволял отдохнуть. «Единичники» тут, на перевале, уже сутки батонились, нас поджидая, с блинами и грибами.

10.07.2008 с утра светило солнце, ничего не предвещало. Только отсутствие росы на траве намекало на то, что всё может измениться в один момент. Но так трудно поверить в это, когда небо голубое, солнце – яркое, ни ветерка. Выспались, высушили вчерашние вещи на солнышке, поели вчерашних блинов с жареными маслятами, и потопали наверх, на хребет Кругосветку, к пику Чекановского. На выход планировали два дня с одним резервным.

Через час-полтора на небе появились белые облака. Ещё через некоторое время небо посерело, солнце померкло, но по-прежнему было сухо и безветренно, поэтому мы продолжали путь по хребту. Ничего особенного, обычная хамар-дабанская погода. Всё по сценарию. Дождь, так дождь, не впервой же. Когда мы поднялись на пик Чекановского, видимость уже была плохой, мы находились в облаке, но дождя не было, была просто влага, оседающая на одежду росой, словно в парящей кухне. Мы даже сфотографировались в этом облаке на фоне триангулятора на вершине пика Чекановского (2089 м). На том фото даже дождевиков ещё пока нет ни на ком. Потом быстренько начали спуск, понимая, что на вершине оставаться не надо, что в любой момент уже вот-вот может полить.

Это потом, уже спустя несколько недель после похода кто-то из студентов разглядит на том фото огненную точку в тумане над пиком Чекановского. Это потом кто-то из студентов разнесёт слух по институту, что это, якобы, была шаровая молния. А в тот момент никто ничего не видел и не слышал, просто поторапливали друг друга, чтобы быстренько спуститься с вершины к перевалу, поставить палатки, и укрыться от ещё не начавшегося в тот момент дождя.

Шли мы к перевалу дружной длинной «змейкой», след в след, все 20 человек. Видя, как стремительно спускается туман, при спуске с пика Чекановского, я быстренько взяла азимут на перевал, чтобы не сбиться с пути на широком хребте, и собрала все группы в одну длинную колонну, чтобы не потерялись из виду, шли след в след. После похода в 2003 году, когда наша группа почти 2 недели шла по верхам Хамар-Дабана в беспроглядной мороси облаков, только по азимутам, мне уже было не страшно заблудиться в тумане на хребте, компас уже не раз меня спасал в таких ситуациях.

Туман лёг как-то очень мгновенно, поэтому я шла впереди, глядя на компас.

«Ещё минут 15-20, и мы остановимся, торопитесь, может начаться дождь! Давайте, давайте, живей, ребята!» Замыкающим шёл Руслан Шаммасов.

И вдруг… Внезапный мощный хлопок, словно взрыв, бабахнул так, что, казалось, лопнули перепонки, мозг словно разорвало на куски и вынесло в небо! Я не видела, что произошло за моей спиной, но меня как будто кто-то сильно толкнул в спину, какую-то долю секунды я пыталась устоять, «зарубившись» в землю треккинговыми палками, и даже видела, как по мне пробежала змейка огней-бусин – по молнии на куртке, по палкам, вниз, треща, свистя и шипя, рассыпались по земле. После этого я рухнула, прямо в этот фейерверк огней, которые, упав на землю, тут же растаяли и затихли. Наступила зловещая тишина. Я боялась повернуться назад. Самым страшным для меня было то, что никто не вскрикнул, не пискнул, не ойкнул. А ведь секунду назад пели песни, смеялись, стучали палочками по камням. У меня от страха сделались ватными ноги и руки, и я, как мне казалось, не могла встать целую вечность! Когда я повернулась, я увидела ужасную картину, какой не видела никогда в своей жизни, и какую больше всего боялась увидеть, когда вставала…

Все 20 человек лежали, не двигаясь, в позах, как их застал удар! Мне казалось, что я хочу что-то крикнуть, и не могу, словно онемела, рот открываю, а голоса нет, хочу кинуться к людям навстречу, а тело застыло и сковано, как в ступоре. Я никогда в жизни больше не испытывала такого страха. И мне тогда казалось, что эти секунды тянулись целую вечность!

Но вот я разглядываю в тумане замыкающего Русю, он медленно встаёт на колени и ползёт к Танюшке Кореневой, которая лежит и воет, схватившись за голову: «А-а-а-а!» Вот я вижу, как и другие студенты поднимаются с ошалевшими глазами… Я не очень помню, что я тогда делала, что говорила, не помню, как мы надевали дождевики, потому что следом за хлопком в ту же секунду на нас полились тонны воды и снега… Я была в ступоре, как мне казалось. Я и сейчас не помню ничего, кроме той оглушающей тишины после удара молнии, ватных ног и того состояния, когда что-то хочешь сказать, кричишь во всю глотку, а рот не открывается, и словно голоса нет. Хочешь подбежать, поднять, а ноги и руки словно сковало.

Но мы, слава Богу, как-то всё-таки все встали, спустились к перевалу, быстро установили палатки, развели костёр, нагребли кучу снега для приготовления ужина, переоделись, переобулись, и давай гоготать! Ржач был просто феерически-истерическим!

Студенты начали изображать впереди идущую Михаловну, сначала с компасом, потом в огне, потом как она «горела» и «трещала», потом падала подкошенная вниз лицом, а потом в ту же секунду подскакивала, и орала громче грома: «Ну-ка всем быстро встать! Не расслабляться! Чё валяетесь! Сейчас опять ударит! Быстро вниз!»

Танюшка Коренева ещё долго была напугана, говорила, что у неё так сильно заболела голова в момент удара, что она выла от страха, каталась по земле, и не могла подняться. Но когда я к ней подбежала и крикнула «Ну-ка, быстро встать! Какая ещё на фиг голова! Ноги, ноги надо!», то она, с перепугу, подскочила и понеслась быстрей всех вперёд, думая, что я сошла с ума от удара. Но перед этим мы с Русей на неё, воющую и сопротивляющуюся, всё-таки надели дождевик. Я лично этого не помню, и мне кажется, что я хотела крикнуть, но не могла, хотела бежать всех поднимать, но не могла. Ещё несколько девчонок потом признались, что они заплакали от страха, но когда они увидели меня мокрую с ног до головы, бегающую и орущую «Ну-ка быстро всем встать, не валяться, не расслабляться!» — они испугались ещё больше, подскочили, и побежали за мной следом.

Всё это выглядит невероятным, но все студенты в голос уверяли, что видели, как молния пронеслась мимо всей колонны от последнего до первого участника и прошила, якобы, меня насквозь, потом разбилась на мелкие бусины, и ушла в почву, заземлившись через мои треккинговые палки. Чушь, конечно, я бы не выжила. Но удар был, треск был, «бусины» были на палках и замке. Как хорошо, что это коснулось только меня, а другие отделались лишь испугом!

Последствия не заставили себя ждать, уже в этот же вечер у меня началась, увы, синусовая аритмия, которую я почувствовала сразу, и о которой узнала в Иркутске, после обследования кардиолога. Но это не конец жизни, и после этого события я ещё много куда ходила, были и сложные спортивные походы, и восхождения, и лыжные марафоны, к которым требуется допуск врача, а мне его теперь давать не хотят… Приходится выкручиваться по-разному… Бывают и ватные ноги, и замедления пульса, но всё это происходит не в момент сильного физического напряжения, а в момент стрессовых ситуаций, когда сильно испугаешься или разволнуешься… Вот тогда и начинаются перебои. Тогда я кричу себе мысленно: «Ну-ка, быстро встать! Не расслабляться! Не валяться!», и бегу в спортзал, накручиваю на беговой дорожке десяточку. Сердце послушно заводится, и так живём дальше потихоньку. При больших физических нагрузках оно у меня ровно работает :)

Студенты хорошие тогда у меня были, с юмором. В сентябре уже весь турклуб знал про эту историю. Заходили в кабинет ко мне, смеялись: "Марина Михална, ну-ка быстро встать! Не расслабляться, не валяться!"

На день учителя на сцене разыграли театр с комедией про молнию на Хамар-Дабане. Причём, Михаловну играла девчонка, даже не ходившая с нами в этот поход (Лена Коваленко). Любимый курс. Точно говорю. :)

Мои ученики, я Вас люблю!
Я счастлива, что мы творили вместе!
И я сто раз судьбу благодарю
За то, что вас учить дала мне чести...
Не все из вас пошли моим путём,
Но это и не важно, априори:
А важно то, что мы всегда живём
Воззреньями единых категорий.
Вы думаете, Я учила Вас?
Я лишь делилась тем, что вы не знали…
А вы – давали больше мне подчас:
Друг друга мы в процессе воспитали.
Вся жизнь моя в кругу из ваших глаз:
Ни оступиться, ни расслабиться, ни скрыться.
И то, что представляю я сейчас –
Заслуга ваша, стоило трудиться…
Чтоб воспитать в вас прилежание и труд -
Немало и себя пришлось заставить.
И на себе и пряники, и кнут
И испытать, и вынесть, и прославить.
Чтоб веру вам в победу укрепить –
Сама к победе я неслась отважно.
Не ради славы! Чтобы вдохновить
Учеников на выбор в жизни важный…
Я научилась видеть ради вас
То, что без вас мне было не доступно.
Возможно, мою душу как-то спас
Пример достойных ученических поступков.
И глядя на своих учеников,
Горжусь, что мне пришлось быть рядом с вами.
Букет моих неведомых грехов
Растоптан нашими совместными шагами.

P/S: Участники похода:

1 к.с. — Евгений Сластных (руководитель), Александра Сычёва, Марианна Шолохова, Татьяна Коренева, Анна Кузнецова, Ивкина Дарья.

2 к.с. — Руслан Шаммасов (руководитель), Эльмира Гаджиева, Екатерина Зуева, Елена Иванова, Мария Кузьменко, Екатерина Кузьменко, Иван Калинин, Владимир Асламов

3 к.с. — Марина Красноштанова (руководитель), Ю Гунсу, Игорь Мишагин, Александр Шепилов, Анна Шарацких, Зураб Мосешвили.

См. отчёт (в формате Word) и фотоотчёт по данному походу.

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Татьяна Семенова Марина, несмотря ни на что , все манит и тянет туда....
Где на привале жгут костры…
И облаков седая проседь.
Душа туда вернуться просит,
Где дышат горные ветры.

Туда, где утром на реке
Я умываюсь белой пеной,
И чай походный неизменно
Кипит в погнутом котелке.

Где колокольчик голубой
Вдоль троп прокладывает метки,
И скрещивают ветки
В зеленый свод над головой.

Там ночь на черной простыне
Из звезд узоры вышивает.
И ледниковый сон не тает
Щекой на каменной стене.

Вернусь, и вновь со всех сторон
Альпийский луг рассыплет краски,
Легенду старую иль сказку
Расскажет мне рододендрон.

На водопады засмотрюсь,
Как о коряги чешут косы.
Упав в серебряные росы,
Свободы хмелем захлебнусь.

Вдали горбатый перевал
Качает солнце на закате.
И мне представится некстати,
Что никуда не уезжал.

Стихи неизвестного туриста.

24.11.2016, 10:27:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Татьяна, за внимание!
Хамар-Дабан -моя давняя любовь:
24.11.2016, 15:08:15 |
Юрий Мельников

Татьяна Семенова:  Стихи неизвестного туриста.

Может,всё стихотворение не очень ровное,но отдельные строчки просто замечательные! Теперь буду знать неизвестного туриста:).
24.11.2016, 16:26:19 |
Татьяна Семенова

Хамар-Дабан -моя давняя любовь:https://www.stihi.ru/2013/07/10/3452

-Прекрасные стихи, напоенные любовью, очень хорошо характеризующие наш знаменитый хребет!
24.11.2016, 19:03:11 |
Светлана БогородскаяМарина, долгожданная история с пиротехникой небесной!
Палочки сколько-то помогли. Экстрим и редкость в квадрате: молния не так часто попадает, но и спастись от нее — вообще чудо (шанс дарится, видимо, тем, кто продумывает свои действия).
К утренней росе при случае будем присматриваться.
25.11.2016, 18:58:18 |
Алексей ДенисовМарина Михайловна, а медвежьи капканы встреченные вами — были как-то обозначены?
И дождь наверное все же с градом был, а не со снегом?
25.11.2016, 19:40:36 |

Алексей Денисов: Марина Михайловна, а медвежьи капканы встреченные вами - были как-то обозначены?

Вот фото из того похода:

Алексей Денисов: И дождь наверное все же с градом был, а не со снегом?

Сразу после удара молнии ливануло (не то слово!Ё!) и посыпало. Но мы были в низине, а когда наутро поднялись на очередную горку, то на горке снег был (на фото — снег).
Да и на ужин мы снег кружками наскребали. Хотя, как там разберёшь — то ли это раскисший снег, то ли это намокший и потаявший град...
25.11.2016, 20:00:00 |

Светлана Богородская: Палочки сколько-то помогли.

Вот и я тоже с тех пор всё время думаю — помогли они или, наоборот, "притянули" заряд? Не зря же рекомендуют во время грозы всё железо убирать в сторону, метров на 20 от палаток. Когда мы поставили палатки, мы так и сделали, но больше разрядов не было. Только один. И так метко :) Внезапно пришло и внезапно закончилось.
25.11.2016, 20:07:38 |
Алексей Денисов

Марина Васильева (Красноштанова): Вот фото из того похода:

Марина Васильева (Красноштанова): Да, кажется, с градом, лупило по голове больно, студенты головы закрывали (мне-то уже после удара молнии было всё, видимо, фиолетово :))

Понятно, спасибо.
25.11.2016, 20:39:36 |
Егор ПолтавченкоСпасибо, Марина. Так же, после Чекановского, попали с Ильёй Суворовым в грозу и туман, но таких разрядов конечно не было. Спустились в исток ручья Холодный.
25.11.2016, 20:56:04 |

Егор Полтавченко: Так же, после Чекановского, попали с Ильёй Суворовым в грозу и туман,

25.11.2016, 21:08:37 |
Александр МамонтовМного раз ночевал в полу-палатке в том районе в конце 90-х и всегда было хоть и мокро, но вполне комфортно. А однажды во вполне себе спокойный вечер какая то сила подбросила меня уже из спальника, заставила за пару минут все втиснуть комком в рюкзак и удрать (в прямом смысле) уже за сумерки на Кяхту. Ночью было светло как днем, дождя не было слышно от раскатов грома. Через минут 40 все кончилось. Никогда в жизни не видел таких гроз.
Спасибо за рассказ! Это конечно все не так круто как у Вас, и все же забавно вспомнить :).
25.11.2016, 22:52:48 |
Егор Полтавченко

Марина Васильева (Красноштанова):    Егор Полтавченко:   Так же, после Чекановского, попали с Ильёй Суворовым в грозу и туман, Я и от других уже слышала, что именно на Чекановского такое же было. Может, там место такое особенное?

Возможно совпадение ряда условий. Помню, что много голубичника, значит избыток влаги, голый, возвышенный гребень.
25.11.2016, 22:56:49 |

Алексей Денисов: И дождь наверное все же с градом был, а не со снегом?

Покопалась в архиве фото — есть и град, есть и снег. Выложу потом в фотоальбоме.
26.11.2016, 03:16:17 |
И. Фефелов

Марина Васильева (Красноштанова):   , Я и от других уже слышала, что именно на Чекановского такое же было. Может, там место такое особенное?

Ну там, похоже, положение местности действительно способствует, эта кривая котловина бассейна Утулика и обрамляющее ее с севера хребтовое окружение. Когда сидишь на Земляничном, заметно, что, если что-то такое собирается над Х-Д (даже не грозовые, а просто дождевые тучи или мощные кучевые облака), то очень часто лезет именно откуда-то оттуда.
26.11.2016, 08:52:27 |

И. Фефелов: положение местности действительно способствует

Похоже, не единственное такое место, есть ещё:
26.11.2016, 15:26:50 |
И. ФефеловА там тоже хитрое место — с запада горы, а с юга долина Хара-Мурина.

Кстати. что характерно.. а ведь хищники, которые облетают Байкал с запада и затем уходят через Хамар-Дабан в районе Слюдянки, аккурат туда и идут! Линия от Слюдянки на Кяхту, прослеженная при спутниковом мечении, проходит именно через район Черского-Чекановского, потом через район Ретранслятора . Возможно, это ж-ж-ж неспроста, как говорил Винни-Пух. В таких районах должны быть особо мощные восходящие потоки, вследствие чего, с одной стороны, орлам лететь удобно, а с другой — повышенная частота гроз. В саму грозу они, конечно, не лезут, но грозы чаще ночью, а днем по периферии грозоопасной местности потоки очень приличные, можно ими пользоваться.
26.11.2016, 15:48:12 |
Алексей Денисов

И. Фефелов: В саму грозу они, конечно, не лезут, но грозы чаще ночью, а днем по периферии грозоопасной местности потоки очень приличные, можно ими пользоваться.

В сентябре, кстати, гроз немного — где-то в среднем 2-3 дня, даже на Хамар-Дабане.
26.11.2016, 17:27:01 |
И. ФефеловДа, летом они гораздо чаще. Но, думаю, на самом Х-Д чаще даже в сентябре.
26.11.2016, 17:41:13 |

И. Фефелов: грозы чаще ночью

Это правда? Я удивлена. Потому что дневные грозы встречала, мне кажется, чаще, чем ночные.