Есть места, куда, попав однажды, хочется возвращаться снова и снова. В чём их притягательная сила? Наверное, в этих местах как нигде ещё ты ощущаешь себя не покорителем Природы, а её частицей, ощущаешь полную с ней гармонию. Тебе здесь просто хорошо. Такие места нельзя быстро проскакивать, здесь нужно немного побыть, хотя бы день постоять, предоставив своим мыслям полную свободу.

Одним из таких мест являются Шавлинские озёра на Северо-Чуйском хребте Алтая. Имея уже богатый горный опыт, полученный в различных районах, мы открыли для себя эти места в коротком походе вокруг вершины Красавица в августе — сентябре 2012 г. Мы — это пятеро москвичей: Аксёнов Евгений, Дёмин Виктор, Кислинский Юлий, Куншин Дмитрий и Суриков Юрий (руководитель). Наш маршруту выглядел так:

Барнаул — посёлок Чибит — река Орой — перевал Орой (н/к, 2229 м) — река Шавла - озеро Нижнее Шавлинское — озеро Верхнее Шавлинское -
ледник Зелинского — перевал Зелинского (2Б, 3380 м) — перевал Туманный Северный (2А, 3100 м) — река Правая Камрю — река Левая Камрю -
перевал Мечта (2Б, 3300 м) — озеро Нижнее Шавлинское - река Шавла - плато Ештык-кёль — перевал Орой (н/к, 2229 м) — река Орой -
посёлок Чибит — Барнаул

Схема 1
Схема 2

2012 год стал трагическим для здешних мест. 15 июля в результате сильнейших ливневых дождей прорвало моренную плотину красивейшего озера Маашей в долине Мажоя, и оно сошло вниз селевым потоком, снося по пути мосты. Кадры этого события были выложены очевидцами в интернете. Чуть позже в том же году и в тех же местах произошло землетрясение с эпицентром примерно в 30 км южнее посёлка Акташ. Так что год выдался тяжёлый. Несмотря на это, решено было не менять район, только немного сократить маршрут и отказаться от прохождения ущелья Мажоя.

Маршрут на Шавлинские озёра начинается от посёлка Чибит (604 км от Барнаула по Чуйскому тракту). На окраине Чибита можно остановиться в ЭКО туркомплексе “Кочевник”, договорившись на месте (или связавшись заранее). Контактная информация директора (хозяина) турбазы:

Гончаров Олег Викторович

телефон: 8(903) 990-69-01

e-mail: kochevnyk@yandex.ru

Группы, идущие в район Шавлинских озер, могут организовать заброску продуктов и снаряжения на лошадях. При подготовке маршрута настоятельно рекомендуем выяснить обстановку о наличии мостов, которые в дождливый летний сезон могут быть снесены. Так, перед 2011 годом был заново отстроен Мажойский мост (через реку Чуя рядом с устьем реки Мажой). А в 2012 году в результате прорыва моренной плотины озера Маашей этот мост снесло, как щепку. Мост в 4 км выше посёлка Чибит (Оройский мост) также был уничтожен, но в настоящее время оба моста восстановлены. Существует еще два моста – автомобильный мост ниже турбазы “Кочевник” и чуть выше посёлка Курай. Информацию о текущей погоде и состоянии мостов можно получить у того же Гончарова Олега из “Кочевника”.

Стоит отметить, что Оройский и Мажойский мосты платные, за проход в одну сторону местные алтайцы собирали по 100 руб. с человека (если встретятся).

Шавлинские озёра — очень посещаемые места. Расстояние от посёлка Чибит до Нижнего Шавлинского озера составляет примерно 38 км и проходится со стартовым весом за время, немного превышающее два дня. Ниже приводим описания пройденных в том походе перевалов. Подходы здесь не описаны, так как мы заходили в район и выходили из него одним и тем же путём — через некатегорийный перевал Орой, описанный в конце отчёта.

Фото 1. Ночёвка на площадках турбазы "Кочевник"
Фото 2. Оройский мост через Чую
Фото 3. Ночёвка на плато Ештык-кёль
Фото 4. Разлив на реке Шавла
Фото 5. Река Шавла

Фото 6. Озеро Нижнее Шавлинское
Фото 7. Озеро Нижнее Шавлинское в сентябре 2015 г

ПЕРЕВАЛ ЗЕЛИНСКОГО (2Б, 3380 м)

______________________________

Ведет с лед. Зелинского (долина р.Шавла) в долину р. Лев.Юнгур

Характер: ледово-скально-осыпной

Описание дается от Верхн.Шавлинского озера до ледника под пер.Туманный Сев.

26 августа. В 7-25 выходим с места ночёвки на южном краю озера Верхнее Шавлинское (высота 2160 м, фото 8). За 45 мин. поднимаемся на гребень левобережной морены по тропе с резким набором высоты (фото 9). Высота 2360 м. Далее тропа идет полого по гребню. Пройдя остающееся справа по ходу ущелье ледника Орбита, продолжаем движение по осыпным склонам в обход нижней ступени ледопада (фото 10). Местами путь промаркирован турами. Дойдя до места, где скалы левого (орогр.) борта ущелья начинают подпирать ледник, траверсируем осыпной склон с подъёмом и начинаем искать удобное место для выхода на ледник (фото 10). До этого места от ночёвки у озера Верхнее Шавлинское дошли за 1 час 45 мин ЧХВ (чистого ходового времени). Облачно, начинает сыпать снежная крупа.

Фото 8. Верхнее Шавлинское озеро с места ночёвки
Фото 9. Выход на гребень морены
Фото 10. Движение по морене к началу ледопада
Фото 11. Вид на вершину Красавица

Фото 12. Ледопад на пути к перевалу Зелинского
Фото 13. Путь выхода на верхнее плато перевала Зелинского
Фото 14. Ночёвка на плато выше ледопада
Фото 15. Спуск с перевала Зелинского

Надеваем кошки, по ледовому склону 20° выходим на пологую часть ледника. Слева по ходу остаётся разорванный ледопад (фото 11), выводящий к перевалу Красавица (3А, 3320 м), мы же, траверсируя склон вправо, подходим под ледопад с перепадом высоты около 400 м (определяющая сложность перевала Зелинского, фото 12). Подход сюда от места выхода на ледник занял 35 мин. Высота 2800 м.

Здесь связываемся. Прохождение ледопада осуществляем по правому (орогр.) склону. До зоны первых разломов поднимаемся по ледовому склону до 30° (снега мало) в связках одновременно (участок 1 на фото 13). Наибольшую сложность в малоснежные годы представляет выход на правый (орогр.) фирново-ледовый склон в нижней его части, где много широких разломов (нижняя часть участка 2 на фото 13). Найдя проход, начинаем вешать перила на ледовом склоне 45° на ледобурах. Всего на участке 2 до выполаживания склона повешено 5 верёвок (по 50 м). Далее траверсируем склон по горизонтальным перилам 50 м, проходя зону открытых и закрытых трещин (участок 3 на фото 13), и ещё одну верёвку вешаем для спуска на пологую поверхность ледника выше ледопада (сбросы, трещины). Итого, при прохождении ледопада повешено 350 м перил.

Верхнее плато под перевалом Зелинского имеет размеры 1 – 1,5 км и разорвано большим количеством закрытых трещин на протяжении 300 – 400 метров. Движение в связках, придерживаясь правого (орогр.) борта ледника, местами с выходом на склон для обхода больших трещин. Пройдя по плато метров 500 и найдя ровный безопасный участок между большими разломами ледника (фото 14), останавливаемся на ночлег.

27 августа. Выход с места ночёвки в 9-50. Ветрено. Движемся в связках одновременно ближе к левому (по ходу) краю ледника, обходя зону трещин. Местами приходится поочередно тропить в снегу. В 11-00 подошли под перевальный взлет.

Заключительный взлёт на перевал снежно-осыпной (снега мало), местами под осыпью лёд. В верхней части заснеженные разрушенные скалы. Всё сыпется, точку страховки организовать непросто. Склон в нижней части подрезан засыпанным бергшрундом. Взлёт имеет протяженность 100 – 150 м и крутизну до 40°.

Начинаем подъём в связках одновременно по ступеням в снегу. В верхней части склона, где пошёл лед вперемешку с камнями, повесили 15 м перил на ледобуре, и еще 15 м непосредственно перед выходом на гребень (точка крепления – камень). Точка выхода на гребень оказалась в 20 м правее (по ходу) перевальной седловины с туром, куда мы легко и перешли. В 13-15 вся группа собралась на перевале Зелинского. Сильный ветер, укрыться негде. Сняли записку группы туристов из Томска от 21.07.2012 (клуб ТАКТ, руководитель Смолин, 5 человек).

Спуск с перевала представляет собой крутой осыпной кулуар около 400 м до 40°. В 13-30 начали спуск с перевала плотной группой, самострахуясь ледорубом. На морене, под спусковым кулуаром, есть готовые места под палатки, есть ручей. С перевала до этого места спустились за 1 час 10 мин. Высота 2990 м. Сильный ветер. В 18-00 пошел сильный мокрый снег. Из лагеря отлично виден наш следующий перевал Туманный Сев. (2А, 3100 м), фото 16.

Рекомендации по прохождению перевала

Перевал Зелинского – практически односторонний. Спуск на ледник в сторону ущелья р. Лев. Юнгур можно оценить как 1Б, при спуске необходимо двигаться плотной группой.

Основную сложность представляет прохождение ледопада Зелинского с выходом на плато. В снежные годы некоторые группы, как следует из их отчетов, поднимались на плато в связках с попеременной страховкой. Мы же начинали свой маршрут в условиях малоснежного лета, поэтому большие трещины ледопада были все открыты, и по правому (орогр.) борту пришлось на всем подъёме вешать перила. Рекомендуем проходить перевал за два дня – в первый подняться на плато и заночевать под перевальным взлётом, а на второй проходить собственно перевал.

ПЕРЕВАЛ ТУМАННЫЙ СЕВЕРНЫЙ (2А, 3100 м)

_______________________________________

Ведет из ущелья р. Лев. Юнгур в долину р. Прав. Камрю

Характер: ледово-снежный

Описание дается от ледника притока р. Лев. Юнгур до слияния рек Прав. и Лев. Камрю

28 августа. От места ночёвки на морене ледника под перевалом Зелинского в 8-30 начинаем движение сначала по моренным завалам (30 мин.), затем по закрытому леднику в связках и кошках подошли под взлёт перевала Туманный Сев. (30 мин.). Ледник ровный, трещины легко обходятся. Перевальный склон в наших условиях чисто ледовый с незначительным количеством снега, в нижней части подрезан несколькими большими разломами, крутизна взлета до 40°, в верхней части выполаживание. Протяженность взлета примерно 250 м.

Под большие разломы ледника в нижней части взлёта подошли одновременно за 15 мин. (снег, фирн до 30°, участок 1 на фото 18). Далее уходим влево под скалы (перила 30 м) в поисках моста через большой нижний бергшрунд (участок 2). С трудом находим хлипкий мост вблизи скал. Этот участок необходимо проходить как можно быстрее и с наблюдением за камнями сверху.

От бергшрунда, учитывая ледовый характер склона, начинаем провешивать перила до выполаживания (участок 3 на фото 18). На этом участке навесили 200 м перил на ледобурах. Далее выходим в наклонную мульду перевала и через 50 м движения в связках одновременно поднимаемся на перевал. В 14-10 вся группа собралась на перевале. Сняли записку от 8.08.2012 группы туристов в количестве 8 человек из Пензы под руководством Кривоногова Л. Ю. Облачно, начинает идти мокрый снег, видимость падает до 50 м.

В 14-30 начинаем спуск в условиях плохой видимости (не более 30 – 40 м). С перевала вниз ведёт ледовый кулуар крутизной до 40° (опасность камнепада со скал!) около 200 м с бергшрундом в нижней части, подрезающим весь склон. Обычно он почти засыпан снегом и не представляет большой трудности для преодоления, в наших же условиях малого количества снега весь открыт. Относительно надёжный проход удалось найти в его правой (по ходу спуска) части. Ниже бергшрунда склон быстро выполаживается и выводит на верхнее плато закрытого ледника. На спуск ниже бергшрунда было провешено около 200 м перил. Верхний цирк и окрестные вершины скрыты низкой облачностью, видимость минимальная. Тщательно прозондировав ровную поверхность ледника на предмет трещин, останавливаемся на ночлег.

Фото 16. Вид с места ночёвки
Фото 17. Вид в сторону реки Лев. Юнгур
Фото 18. Путь подъёма на перевал Туманный Сев.

29 августа. Выход с места ночевки в 10-00. Движемся в связках по закрытому леднику, обходя трещины, ближе к правому (по ходу) краю. Видимость остается плохой, периодически идёт снег. Через 1 час 05 мин. выходим к правому (орогр.) рантклюфту ледника, по которому решаем спускаться в обход круто падающего к конечной морене языка ледника. Надеваем кошки. Траверсируя склон, за 15 мин. выходим к конечной морене, где развязываемся и снимаем кошки.

Дальнейшее движение по моренным завалам без тропы через 15 мин. приводит к двум озерам. Есть места для стоянок. Где-то здесь в противоположном склоне находится перевал Цветной (1Б), но мы ничего не видим, так как склоны скрыты облаками. Выходим к туру на краю нижнего озера и по тропе за 15 мин. спускаемся вниз с каменистой ступени.

Время 12-30, устраиваем обед. Вода есть в ручье под скалой. Иногда проясняется, но ненадолго. В 13-50 выходим с места обеда без тропы по травянистым склонам левым (орогр.) берегом р. Прав. Камрю. На спуске преодолеваем очередную ступень ущелья (ригель). Весь дальнейший путь идет левым берегом р. Прав. Камрю недалеко от реки. Периодически идет дождь, приходится даже полчаса пережидать сильный ливень под большим камнем. Не доходя немного слияния рек Прав. и Лев. Камрю, уходим вверх по склону по слабой тропе, переваливая в соседнее ущелье р. Лев. Камрю и срезая таким образом путь. В заключение, крутой спуск по травянистому склону приводит на правый берег р. Лев. Камрю. Здесь, прямо на берегу реки, готовим неважное место на траве для лагеря (других поблизости нет).

Время 16-30. Идёт дождь, тщетно пытаемся просушиться.

Рекомендации по прохождению перевала

При подъёме на перевал Туманный Сев. из долины р. Лев. Юнгур основную сложность представляет нахождение надёжного моста через нижний широкий бергшрунд (т. 2 на фото 18). При этом проходить этот участок необходимо как можно быстрее и с обязательным наблюдением из-за высокой камнеопасности со склонов слева по ходу.

Склон на спуске в сторону истоков р. Прав. Камрю подрезан внизу большим бергшрундом, в наших условиях почти без снега.

ПЕРЕВАЛ МЕЧТА (2Б, 3300 м)

_________________________

Расположен в Северо-Чуйском хребте Алтая

Ведет с лед. Красавица Южн. (исток р. Лев. Камрю) на лед. Мечта (бассейн Шавлинских озер)

Характер: : ледово-снежный (по условиям прохождения нашей группой)

Описание дается от слияния рек Прав. и Лев. Камрю до Нижнешавлинского озера

30 августа. С утра тучи и дождь. Как только дождь прекратился, собираемся и в 9-30 выходим. От места ночёвки чуть выше слияния рек Прав. Камрю и Лев. Камрю начинаем движение правым (орогр.) берегом р. Лев. Камрю, вскоре образующей красивый водопад. Тропа то теряется, то появляется снова. Облачно, временами идёт снег. Долина расширяется. Проходим место слияния истоков р. Лев. Камрю и через 1 час 45 мин. движения от места ночёвки переходим по камням на левый (орогр.) берег правого истока. Высота 2500 м. Склоны все присыпаны свежим снегом. Солнце постепенно разгоняет облака, поэтому здесь останавливаемся на обед и сушим промокшие вещи (фото 19).

В 13-40 продолжаем движение левым берегом правого истока по каменистым склонам с редкой травой, набирая высоту (фото 20, 21). Ущелье поворачивает вправо по ходу. Поднявшись по осыпному склону, перед очередным протяжённым взлётом средней осыпи, останавливаемся на ночлег(фото 22).

Солнце, тепло. Задача – полностью просушиться перед завтрашним подъёмом на перевал.

Фото 19. Сушим вещи после дождя
Фото 20. Подъём к леднику Красавица Южн.
Фото 21. Дороги, которые мы выбираем
Фото 22. Лагерь перед ледником Красавица Южн.

Фото 23. Панорама ледника Красавица Южн.
Фото 24. Кулуар перевала Мечта с ледника Красавица Южн.
Фото 25. Подготовка снаряжения перед подъёмом по кулуару

31 августа. Подъём дежурных в 5-00, выход в 8-10. Ясно, морозно. От места ночёвки за 25 мин. поднялись по осыпному склону морены к озеру у языка ледника Красавица Южн. (на берегу есть готовые площадки). Обойдя озеро слева по ходу, подошли к зачехлённому языку ледника, сверху засыпанному снегом. Здесь надеваем кошки и связываемся. Дальнейшее движение – в направлении кулуара перевала Мечта (фото 23). За последние дни выпало большое количество снега, поэтому по леднику приходится попеременно тропить, местами снег до колен. За 1 час 25 мин. движения от озера подошли под перевальный взлёт.

Заключительный взлёт перевала Мечта с ледника Красавица Южн. представляет собой кулуар протяжённостью около 450 м и крутизной 40° – 45° (фото 24). Учитывая большую лавиноопасность перегруженных снегом склонов, решено было подниматься, придерживаясь левых по ходу скал, что оказалось единственно правильным. За время нашего подъёма по кулуару сошли три лавинки, одна вполне приличная. Лавины могут сходить из верхнего левого (по ходу подъёма) бокового кулуара и при этом перекрывать центр и левый (орогр.) борт основного кулуара.

Весь наш подъём можно разделить на следующие участки (фото 24):

На участке 1-2 подъём осуществляли в связках одновременно по склону крутизной 30° по глубокому снегу, пересекая конус старой лавины и прижимаясь к левому (по ходу) борту кулуара.

После сужения кулуара и поворота его влево крутизна возросла до 45°, на отдельных участках до 50°, поэтому на участке 2-3 до пересечения бокового кулуара – подъём по перилам. Станции организовывали на скальных крючьях. Снег свежий и очень рыхлый, местами по пояс, так что приходилось прорубать всем корпусом траншею. Ступени держали плохо, а под рыхлым снегом был мягкий фирн, так что в этих условиях была возможна только крючьевая групповая страховка. На этом участке было повешено 5 веревок (250 м).

Боковой кулуар необходимо пересекать максимально быстро, с наблюдением и по одному (опасность схода лавин и камней, точка 3 на фото 24).

После бокового кулуара было повешено еще 2 веревки перил (100 м, участок 3-4), верхняя на петле за большой камень на перевальной седловине.

Начиная с третьей веревки, первый участник поднимался без рюкзака, который вытягивали поочередно нижние. В 17-30 вся группа поднялась на перевал. Перевальная седловина – довольно большая мульда с замёрзшим озерцом (фото 28), где можно поставить несколько палаток. Тур под глубоким снегом не нашли, поэтому сложили свой у начала кулуара с южной стороны, оставив в нем записку. С перевала открывается отличный вид в обе стороны (фото 26, 27, 29). Учитывая напряжённый день и позднее время, разбиваем лагерь и сооружаем стенки от ветра.

Фото 26. Вид с седловины перевала Мечта на юг
Фото 27. Вид с перевала Мечта на юг
Фото 28. Мульда на седловине перевала Мечта
Фото 29. Вид с перевала Мечта на ледник Мечта

1 сентября. С утра погода ясная. В 9-30 начинаем спуск с перевала. Вниз ведёт ледово-снежный склон крутизной 45°, местами до 50°, подрезанный двумя бергшрундами, которые преодолели по снежным мостам. После первого бергшрунда склон выполаживается до 30°, двигаться можно в связках одновременно. Всего на спуск повешено 7 веревок (350 м). Крепление на ледобурах, в одном месте через 2 ледоруба. Для сдёргивания перил использовали ледобур-самосброс (фото 31-32). В 14-10 группа собралась на пологой части ледника (фото 30).

Дальнейший путь проходил по пологому закрытому леднику Мечта в связках по глубокому снегу (тропление) ближе к его правому краю. Справа по ходу остаётся популярный перевал Абыл-Оюк (1Б*, 3220 м). Спустившись ниже языка ледника, в 17-00 стали на ночёвку на берегу красивого моренного озера (фото 34).

Фото 30. Группа на леднике после спуска с перевала Мечта
Фото 31. Взлёт перевала Мечта со стороны Шавлинских озёр
Фото 32. На леднике Мечта
Фото 33. Перевал Абыл-Оюк со стороны Шавлинских озёр
Фото 34. Моренное озеро на спуске с перевала Мечта

2 сентября. От места ночевки на озере спуск продолжается по хорошей тропе. По пути слева открывается красивый вид на цирк перевала Зеркало Красавицы (3Б) и вершины Красавица и Сказка (фото 35). Вскоре крутой спуск приводит к Верхнешавлинскому озеру. На юго-восточном берегу озера много удобных для стоянки готовых площадок, кругом отличный лес из кедра и лиственницы, много сухих дров (фото 36-37).

Обход Верхнешавлинского озера возможен по обоим берегам. Наши рекомендации: при движении вверх с тяжелыми рюкзаками лучше обходить озеро по западному берегу (справа по ходу подъёма). Здесь, ближе к верхнему краю озера, придется обойти прижим, набрав метров 50 высоты по склону и затем спустившись вниз (фото 38).

При спуске вниз Верхнешавлинское озеро можно обойти восточным берегом (правым по ходу спуска). Здесь в средней и нижней части обхода придётся преодолеть крупные каменные завалы, иногда перелезая через огромные валуны, что с тяжелыми рюкзаками делать сложно (фото 39).

Дальнейший путь до Нижнешавлинского озера проходит по хорошей тропе в лесу с зарослями спелой брусники (в это время). Лагерь разбили у начала подъёма на пер. Нижнешавлинский (стоянка с11 на схеме 2). Здесь отличные готовые места под палатки (фото 40-43), костровище с сухими дровами и, что самое главное, чистая вода из впадающей в озеро речки. На всех других стоянках на берегу воду придется брать из озера.

Фото 35. Панорама на спуске к Верхнему Шавлинскому озеру

Фото 42. Деревянные обитатели одной из стоянок на озере
Фото 43. Берег Нижнего Шавлинского озера

Рекомендации по прохождению перевала

При прохождении перевала с ледника Красавица Южн. необходимо внимательно изучить состояние склонов. При наличии большого количества снега подъёмный кулуар очень лавиноопасен, причём лавины в основном начинаются вверху бокового левого (по ходу подъёма) кулуара (фото 24).

В этом случае, как показал наш опыт, безопасней подниматься левым по ходу подъёма бортом.

Снизу и до поворота кулуара влево по ходу (участок 1-2 на фото 24) возможно движение одновременно, далее, в зависимости от состояния склонов, придётся вешать перила.

На перевале возможна нормальная ночёвка на снегу, мульда достаточная для установки нескольких палаток.

С северной стороны нужно обратить внимание на пару бергшрундов (нижний не очень большой и может быть слабо заметен под снегом).

Ночёвки возможны на морене перед озером вблизи языка ледника Красавица Южн. и ниже языка лед. Мечта (площадки на берегу озера).

Нашей группой перевал Мечта был пройден в условиях очень большого количества свежевыпавшего за несколько дней снега и повышенной лавинной опасности.

ПЕРЕВАЛ ОРОЙ (н/к, 2229 м)

_________________________

Расположен в верховьях долины р. Орой (Северо-Чуйский хребет Алтая)

Ведет с плато Ештык-кёль (долина р. Шабага) в долину р. Орой (левый приток р. Чуя)

Характер: тропа

Описание дается от озера Нижнее Шавлинское до посёлка Чибит

4 сентября. Путь от Нижнешавлинского озера до посёлка Чибит составляет около 38 км. Проведя великолепную днёвку на озере, в 10-00 начинаем движение вниз со стоянки (с11 на схеме 2). Дойдя до северного конца озера за 30 мин., начинаем крутой спуск по широкой и грязной, разбитой лошадями, тропе правым (орогр.) берегом р. Шавла. Через 35 мин крутого затяжного спуска выходим на более пологую часть долины. Еще через 1 час 30 мин. движения дошли до сухого каменистого русла правого притока р. Шавлы, где устраиваем обед.

В 14-45 продолжаем движение. Начинает накрапывать дождик. Через 35 мин. после выхода с обеда подходим к развилке троп недалеко от впадения речки Ештык-кёль (Шабага) в Шавлу. Важно! Наиболее рациональный путь при движении от Нижнешавлинского озера к плато Ештык-кёль – уходить в этом месте по правой (по ходу) тропе, которая траверсирует лесистый склон и срезает большой участок пути. Но самое главное – этот путь обходит верхом болото, в которое неизбежно попадаешь, идя нижней тропой (см. схему 2). Начиная маршрут от Чибита в начале похода, мы проскочили эту развилку тропы с другой стороны и прошли через это самое болото. Срезав угол, верхняя тропа соединяется с нижней и продолжает набор высоты вдоль левого (орогр.) берега р. Ештык-кёль. Через 1 час 50 мин. ходового времени после выхода с обеда дошли до отличных стоянок рядом с рекой (стоянка c6 на схеме 2). Готовые площадки, кострище, много сухих дров. Здесь останавливаемся на ночлег.

5 сентября. Утром выходим из лагеря в 9-40. Тропа идёт с набором высоты левым (орогр.) берегом р. Ештык-кёль. За 1 час 20 мин. от стоянок дошли до речки Ильтускан — бурного левого притока р. Ештык-кёль. Здесь через поток перекинуто несколько брёвен с натянутой верёвкой (наверное, использовалась при высокой воде). Несложная переправа заняла 10 мин. (фото 44). Сразу после переправы начинается резкий набор высоты, по пути проходим хорошие стоянки (с4 на схеме 2).

Через 15 мин. движения подъём заканчивается, дальше тропа идёт траверсом и вскоре спускается к р. Ештык-кёль. Какое-то время тропа идёт по самому краю берега реки, затем начинается подъём, выводящий к началу плато Ештык-кёль. По камням переходим речку Ештык-кёль и на ее правом (орогр.) берегу в 13-05 останавливаемся на обед (фото 45).

Дальнейший путь к перевалу Орой очевиден и идёт по хорошей тропе. Через 50 мин. движения после обеда ещё раз переходим речку Ештык-кёль, остающуюся слева в стороне от нашего дальнейшего пути. Тропа вскоре переходит в дорогу (фото 46-47), по которой за 50 мин. (от последней переправы) доходим до перевала Орой. Последний участок пути перед перевалом заболочен, тропа местами теряется, но путь очевиден.

Собственно, перевал Орой – край плато Ештык-кёль. Характерным ориентиром является скальный останец справа по ходу на склоне (фото 48). С края плато открывается замечательный вид в сторону долины Чуи и на Курайский хребет (фото 49-50).

Дальнейший путь идет по широкой тропе. Справа, в отдалении, виден кош, а тропа в Оройское ущелье поворачивает влево и, с небольшим траверсом склона, начинает спуск. Долина реки Орой – висячая, тропа до начала крутого спуска к Чуе во многих местах грязная и заболоченная. От перевала Орой и практически до начала крутого падения ущелья тропа идет левым (орогр.) берегом реки Орой, затем переходит на правый. По пути проходим несколько хороших стоянок с дровами. Крутой спуск с ригеля долины Ороя по чёткой тропе очень красив, но крут, и приводит к полянам среди леса недалеко от нижнего коша на левом (орогр.) берегу р. Чуя прямо к Оройскому мосту (фото 51). Отсюда до посёлка Чибит остаётся около 4 км.

Фото 44. Переправа через реку Ильтускан
Фото 45. Вид с плато Ештык-кёль
Фото 46. На плато
Фото 47. Дорога по плато на перевал Орой

Фото 48. Скальный останец перевала Орой
Фото 49. Вид с перевала Орой в сторону Чуйской долины
Фото 50. Вид с перевала Орой в сторону Курайского хребта
Фото 51. Долина Чуи около Оройского моста

Фото 52. Местный колорит турбазы "Кочевник"
Фото 53. Палаточный лагерь на турбазе
Фото 54. Наше последнее пристанище на маршруте

ЄсєнияСПАСИБО, Юрий!!
Как всегда, здорово! красиво! увлекательно!

-----------------------
... фото №43 и фото №47 — близнецы-братья...
10.11.2016, 21:51:56 |
Юрий Суриков

... фото №43 и фото №47 - близнецы-братья...

Спасибо, Есения. Моя ошибка, уже исправил
10.11.2016, 21:58:25 |
ЄсєнияЮрий, а где-то в Интернете возможно увидеть-почитать Ваши отчёты по "большим горам"?
10.11.2016, 22:09:17 |
Юрий Суриков

Єсєния:  Юрий, а где-то в Интернете возможно увидеть-почитать Ваши отчёты по "большим горам"?

Последний раз официально оформлял свой поход на Алтай (горную "пятёрку") ещё в 1990 г. Старые отчёты были в бумажном виде. Тогда, понятно, никакого ИНЕТА не было в помине. А сейчас хожу со своей группой без бумажек ради впечатлений.
Недавно стал выкладывать какую-то информацию по сохранившимся дневникам, так как она кому-то может быть интересна.
Сайт nature.baikal.ru очень хорошо структурирован для поиска полезной информации, поэтому я здесь.
10.11.2016, 22:33:14 |
ЄсєнияЯсно-понятно, ладно-хорошо :)

ПБ определённо повезло.

СПАСИБО!!
10.11.2016, 22:47:06 |
Юрий Кузнецов«…Что так сердце, что так сердце растревожено,
Словно ветром тронуло струну,
О горах немало песен сложено
Спели здесь ещё одну, ещё одну…»

По мотивам известного романса.

Алтай, моя первая любовь и хронологически и эмоционально. Июнь 1965 года. Чуйский тракт, Курайская степь, альплагерь Актру.
Летал я и на АН-2 из Курайской степи. Но Чуйский тракт это на всю жизнь!
Мне посчастливилось совершать восхождения во всех горных системах Советского Союза, для меня прекраснее Алтая гор нет.