Отчет о пешем походе на Байкальский хребет 2015 г.

Принятые в тексте сокращения:

• бп. — быстрого приготовления;

• град. — градусы по компасу, в тексте часто используются для указания времени по азимуту Солнца;

• оз. — озеро;

• пер. — перевал;

• р. — река;

• руч. — ручей.

1. Справочные сведения о путешествии.

Нитка маршрута:

г.Самара — г.Северобайкальскс. Байкальскоемыс Котельниковр. Куркула — оз. Гитараруч. Водопадныйпер. Роза ветров (1А) — руч. Прямойоз. Верхнеирельскоер. Верхняя Ирельпер. Шеровы ворота (1А) — р. Горемыка — оз. Байкал — с. Байкальское

Схема маршрута

Протяженность пешей части маршрута: 130 км.

Продолжительность: 14 дней.

2. Состав группы.

Казанков Геннадий. 1973 г. Руководитель.

Казанкова Анастасия 1975 г. Завхоз.

Казанков Тихомир 2003 г. Фотограф.

Казанков Михаил 2009 г. Главный костровой.

Наша команда.

Описание

Авторы: Анастасия, Геннадий.

Пояснения к описанию.

- На маршруте время оценивали, в основном, по компасу, фиксируя текущий азимут Солнца.

- Координаты некоторых точек маршрута измеряли GPS-навигатором, они указаны в системе WGS 84.

26 июля 2015 г.

Самара. Сели в поезд №130 Анапа – Красноярск 19:26 (время московское).

28 июля 2015 г.

Приехали в Новосибирск в 9:50 ч. Сдали рюкзаки в камеру хранения, на что ушёл целый час. Потом поехали в зоопарк на троллейбусе №2. Гуляли по зоопарку часа три. Потом поехали обратно на вокзал. Не доехав пару остановок, вышли, чтобы зайти в магазин. В магазине купили еды в поезд и напечатали четыре цветных карты. Сели в поезд №92 Москва – Северобайкальск. Вагон тоже старый, как и в прошлом поезде. Туалеты закрываются на станциях в санитарной зоне.

29 июля

Проехали Красноярск, переезжали по мосту через Енисей.

30 июля

После станции Улькан проехали через длинный тоннель. К 13:00 были в Северобайкальске (время местное). Сразу на вокзале договорились с таксистом и поехали в с. Байкальское (1500 р.). Таксист привёз нас прямо к лодочнику Михаилу. Мы договорились с ним, что он довезёт нас до мыса Котельников за 4500 руб. на моторной лодке. Потом таксист нас довёз прямо на берег оз. Байкала к лодкам и уехал. Пока ждали лодочника, искупались в Байкале. Вода тёплая, можно долго плавать. На лодке ехали долго, около 1,5 часа. Михаил показал нам, где лежат нерпы. Одна лежала на камне и смотрела по сторонам, как увидела нас, тут же бултыхнулась в воду.

1. Берег Байкала в районе мыса Котельников.
2. Горячий источник

По приезде поставили палатку недалеко от горячих источников. После ужина ходили купаться в горячий источник. Вода горячая в луже прямо на берегу Байкала. Очень удачно помылись. Потом попили чай и пошли спать. Ночью был небольшой дождь. У Миши ночью поднялась температура. Заболел.

31 июля

Утром было тихо, и мы пошли купаться. На воду села сосновая пыльца, отчего вода стала зелёная. На завтрак ели геркулесовую кашу. В 190 град. пошли по дороге. Дорога сначала шла вдоль Байкала по сосново–кедровому лесу. Вокруг было много хороших стоянок. Потом дорога ушла в лес от Байкала. На первой развилке свернули направо. Дошли до зимовья около реки Горячей. Нашли голубики около болота. По тропе спустились к Куркуле. Сначала был приток, на котором стояло зимовьё. От него по тропе дошли до Куркулы, где была стоянка. Там мы и заночевали. Время было за 270 град. У Миши ночью опять была высокая температура. И днём он шёл вяло. На ужин был очень вкусный плов с тушёнкой.

3. Первая стоянка на р. Куркуле.N55 04.231 E108 59.530
4. Течение реки Куркулы.

1 августа

Без каши на завтрак, с чаем в 150 град. вышли и по тропе пошли вверх по р. Куркула. По тропе попадались ягоды: немного костяники и малины, много чёрной смородины и немного красной, жимолость и немного голубики. Ручей Зимовейный перешли по камням. А через р. Пешеходный — воспользовались стационарной переправой по бревну с верёвкой.

5. Переправа с верёвкой через ручей Пешеходный. N55 05.764 E108 55.766
6. Вид на реку Куркулу сверху

После Пешеходного тропа поднялась на высокий берег, откуда был хороший вид на р. Куркулу и окрестные вершины. Стоянок долго не было. Пообедали макаронами на одной плохой стоянке около ручья. Потом было хорошее место под кедром с костровищем и дровами, но мало места под палатку. Решили двигать дальше, потеряли тропу и забрались на курум, затем одумались и спустились в лес и нашли тропу. А потом и стоянку в лесу далеко от реки, но недалеко от ручья. Заночевали. Миша выздоровел и вообще днём шагал очень бодро, здоровался со всеми деревцами: ёлками, пихтами, кедрами, берёзами.

2 августа

Позавтракали манной кашей, ибо воскресенье. Вышли в 145 град. на маршрут. Тропа петляет вдоль реки. Через час ходу встретили хорошую стоянку на берегу р. Куркулы. Вышли к ручью Водопадному в 240 град. На стоянке около ручья встретили большую группу. Переправились по бревну с верёвкой, так же как и через Пешеходный.

7. Переправа с верёвкой через ручей Водопадный. N55 05.937 E108 50.687
8. Озеро Гитара. N55 04.562 E108 44.514

К вечеру дошли до озера Гитара, где и остановились на ночь. На ужин была гречка с тушёнкой.

3 августа

Утром наловили хариусов 7 штук в озере Гитара. Пожарили в котелке, хариус был мелкий с икрой. Все вещи закрыли в палатке и ушли налегке вверх к озеру Тазик.

9. Озеро Тазик
10. Вид сверху на озеро Тазик. N55 03.896 E108 44.057

Погода стояла тёплая. Купались в озёрах Тазик и Гитара. Потом поднялись к водопаду, вытекающему из озера Проточное. Пофотографировались и ушли назад. На ужин стали делать плов.

Двигаясь вдоль оз. Гитара, когда поднимаешься по тропе, или спускаешься, и вдруг стоянка, то от неё: тропинка к воде, тропинка в туалет и к палаткам. Очень бывает непонятно куда идти дальше, теряется ходовая тропа.

4 августа. Вторник.

На завтрак рисовая молочная каша. Вышли в 160 град. с озера Гитара, двигаемся вниз по Куркуле. Спустились до ручья Водопадный и стали подниматься по правому берегу ручья Водопадный. Тропа еле заметная, постоянно теряется. Забрели в кедровый стланик и ушли от ручья выше на курум. Он был очень крупный. По куруму обошли часть стланика и вышли обратно к ручью, где обнаружили костровище и несколько старых банок из-под тушёнки. Начался дождь около 16.00 ч. Натянули тент и сварили рядом на костре обед (перловка с тушёнкой). Через 2 часа дождь кончился и мы двинулись дальше вверх по ручью. Тропы нет. Трава очень мокрая. Часть пути шли через стланик, местами выходя на курум. Потом пошли заросли ивы, ольховника, берёзки и высокая трава с папоротником. Продвигаться очень тяжело, дошли до ручья, вытекающего с перевала «Роза ветров». Стало уже темнеть. Решили подниматься вверх и искать ровное место для палатки. Вверх двигались по травянистому, очень крутому склону, очень скользкому после дождя. Дети очень устали. Нашли ровный пятачок среди берёзки и решили там заночевать. Сразу почистили зубы и легли спать, так как было уже темно (примерно 22 часа). Ночью был дождь и было очень холодно.

5 августа. Среда.

Встали в 125 град. Сварили на завтрак пшённую кашу и чай. Временами среди облаков проглядывало солнце. На ветру мошек мало. Продолжили подъём на перевал. По навигатору до него осталось 1 км и набрать высоты 200 м. Через час были на перевале «Роза ветров», под ним было несколько небольших снежников.

11. Перевал «Роза ветров». N55 07.145 E108 44.302
12. Записка на перевале «Роза ветров»

Нашли тур и сняли прошлогоднюю записку туристов из г. Екатеринбурга и г. Санкт-Петербурга под руководством Тихомирова. С запиской была конфета «Русское приволье». Написали свою записку и положили свою конфету батончик. Спустились с перевала. Гена хотел по куруму, но мы шли то по куруму, то по стланику. Погода была хорошая, трава высохла и камни тоже. После спуска (достаточно ужасного) пошли вдоль ручья Прямого. И когда по лесу трава маленькая то идти удобно. Временами шла хорошая тропа выше от ручья, к нему не спускаясь. Но градусов было около 270 и поэтому искали срочно стоянку. А так как хорошо, довольно быстро шли по лесу то решили встать пораньше. Свернули к реке и встали где не попадя. Но был хороший пляж с камнями. Я успела помыть голову и постирать рубашку. А Миша стал сливать воду, рыл каналы. На ужин лапша с соусом. (Брод через ручей Прямой. Разувались и купались.)

13. Впадение ручья Нижнего в ручей Прямой. N55 07.685 E108 42.766

6 августа. Четверг.

На завтрак ржаная каша, очень вкусная. Вышли в 160 град. Воды взяли мало, так как собирались идти вдоль ручья. Ходку шли вдоль ручья. Потом переходили по брёвнам приток (с палкой). После стали обходить завалы (от лавин) и набирать высоту, уходя от ручья. Было очень жарко. Вода кончилась. Ещё три ходки продолжали обходить завалы и набирать высоту до 980 м. Пообедали колбасой с печеньями, посмотрели на карту. До озера оставалось около 1 км по прямой. Перевалили через отрог и вдруг УВИДЕЛИ внизу озеро Верхнеирельское.

14. Вид на оз. Верхнеирельское. N55 08.528 E108 35.965
15. Рыбки в озере

Спустились к нему около часа. Вид на озеро замечательный. Вода тёплая сверху и холодная в глубине. Прозрачнейшая. Около берега сразу глубина и камни большие и в воде скользкие, вылазить из воды трудно, сразу увидели лесенку из нержавейки на анкерах закреплённую на одном из больших камней. Сверху был хорошо виден полуостров на ближнем берегу, позже там обнаружили хорошую стоянку (единственную на этом берегу). Когда спустились к озеру, сразу увидели на противоположном берегу развевающийся Российский флаг и навес. При тщательном рассмотрении в подзорную трубу увидели моторную лодку и дом в глубине леса. После того как искупались (прыгали с камня в воду, где плавала стайка мелких рыбок, и вылазили по лесенке) и напились воды, пошли вдоль озера вправо.

Дошли до конца озера. Стоянки там не было. Можно было встать на низком заливном лужке, перейдя неглубокий ручей, но там почва мокроватая. Далее виден хороший пляж (песочный), но чтобы на него попасть нужно перейти через глубокую реку, впадающую в озеро. С противоположного берега отправилась моторная лодка вдоль берега вверх по течению. Затем лодка пошла к нам. Я думал, нас увидели с другого берега. Но люди увидели нас, только подъехав к нам ближе. Это были два человека Михаил Юрьевич Шемякин и Владимир Владимирович Кунин. Два старых друга, которые уже несколько сезонов обустраивают базу на берегу озера. Они очень удивились, увидев нас с детьми в такой глуши. И сразу пригласили нас в гости. Мы сразу не согласились, так как Тихомир наотрез отказался. (Когда встретили Владимира и Михаила от них плохо пахло. Тихомир сразу это почувствовал и наотрез отказался к ним ехать. Бывает такое, что человек хороший имеет плохие привычки. Оба курят очень много. Выпивают, не знаю сколько, алкоголя).

Он с недоверием относится к людям, от которых пахнет табаком или спиртным. Тогда они уехали за гостинцами, а когда вернулись, то мы решили поехать к ним. Погрузились в лодку и поехали на другой берег. Поставили палатку на пляжу около флага. Осмотрели базу. Там есть дом с печкой, баня, туалет, навес со столом и кухней, генератор бензиновый, спутниковое ТВ, установка для нагрева воды (недоделанная). На ужин сделали гречку с дарёной тушёнкой. Купались на пляжу. Хозяева очень гостеприимные. Владимир пел нам вечером под гитару свои песни.

16. Хозяева: Владимир и Михаил за работой по благоустройству своей базы
17. Баня. N55 09.373 E108 35.619
18. Владимир Владимирович поет под гитару

7 августа. Пятница.

Пользуясь гостеприимством Владимира и Михаила, решили сделать днёвку и остались на их базе. Утром пожарили яичницу с колбасой и пили чай с печеньями и компот из сухофруктов. Питались весь день исключительно продуктами хозяев базы. Днём купались в озере, помылись, я установил на ёлку спутниковую антенну и настроил телевидение. Владимир дал нам много продуктов: лапшу «Доширак» (бп), картофельное пюре (бп), рис, печенье, конфеты, капусту картошку, сухари и вообще сказал чтоб мы забирали всё, что можем унести, так как они уже собираются уезжать раньше намеченного срока и оставалось много продуктов. Вечером за ними пришёл вездеход. Они его называли танком. Это гусеничный военный тягач, переоборудованный и доработанный для удобства путешествий по тайге.

19. Вездеход

Экипаж танка был – 3 человека. Водитель – Евгений, очень весёлый человек, самый старший из экипажа, с ним два рыбака-охотника. У них было ружьё и рыболовные сети, которые они вечером поставили на озеро и сразу наловили местной рыбы, которая называется «Дургань». Ещё они привезли с собой несколько щук, которых поймали по пути на оз. Илинья. Из щук сварили уху. Ещё днём дул юго-западный ветер и всю окрестность затянуло дымкой от лесных пожаров.

Ночью были слышны крики филина и снежных баранов, которые пасутся на противоположном берегу высоко в горах. Кричали они нечто среднее между АУ и АИ. Ужинали картошкой с тушёнкой.

8 августа. Суббота.

Встали рано в 90 град. Вся округа окутана дымкой от пожаров. Солнце от этого на восходе было красное.

20. Дым от лесных пожаров над озером

Начали собираться в путь. Позавтракали, разогрев вчерашнюю картошку с тушёнкой и яйцами, на сковороде, на газу (у них газовая двухкомфорочная плита и 50–и литровый баллон с пропаном). Пили чай с мёдом и печеньями. Потом погрузили все рюкзаки на моторную лодку, сфотографировались по местной традиции на фоне дорожного знака «Кунинск» и Владимир с Евгением повезли нас на противоположный берег. Выгрузились, попрощались. Мы стали двигаться вдоль крайнего первого рукава реки В. Ирель, придерживаясь леса с крупными деревьями, а Владимир с Евгением уехали проверять фото ловушку, установленную на медведя. Подъёма практически не было, двигались вдоль реки. При впадении в озеро она разделяется на три рукава и течёт без шума, тихо около 4–х км. Мы поднимались по левому её берегу, без бродов, по лесу. В лесу попадались кусты крупной красной смородины.

21. Заросли красной смородины
22. Водопад на левом притоке р. В.Ирель. N55 09.985 E108 40.907

Когда дошли до каньона левого притока р. В.Ирель, стали резко набирать высоту, отдаляясь от реки. Карабкались на всех четырёх. И за 2 часа продвинулись, примерно, на 300 м вперёд и на 100 м вверх. Вдалеке был виден водопад, падающий в каньон.

Зато потом, траверсом вдоль каньона стало легче. Только для Миши заросли рододендрона были очень трудно проходимы, когда он по ним идёт, его или совсем не видно, или видна одна голова. Ещё около 2–х часов шли до стоянки стараясь не сбрасывать высоту, но и не набирать чтоб скорее подойти к реке В. Ирель. На пути переходили несколько ручьёв. На самом первом напились холодненькой воды. Совсем нет места для палатки, кругом повалены деревья, торчат камни или кочки. Поэтому встали на другом, правом берегу речки где увидели место поровнее. Аварийненько. На ужин «Кунинская» лапша Доширак. Очень не походно, пересолёно и не вкусно, но есть можно. Вечером круглое красное солнце зашло за гору.

9 августа. Воскресенье.

Всё небо покрыто пепельной дымкой. С утра солнце красное. На завтрак манная, изумительная каша с «Кунинской» сгущёнкой. И как обычно всё остальное к чаю и каше: имбирные цукаты, сыр, немного печеньев, курага, изюм чернослив, сухарики начались.

Собираемся к перевалу «Шеровы ворота». Проснулись в 105 град.

Вышли в 180 град. Двинулись вдоль реки вверх. Искали травку, по ней легче идти. Местами берега сильно заросли кедровым стлаником, по этому приходилось продвигаться прямо по ручью.

Обошли несколько мелких водопадов. Один раз шли через водопад и лезли вверх по правому берегу вверх, очень круто. Потом вернулись на свой левый. Держались ручья всё время и наконец–то вышли к первому озеру на карте отмеченному высотой 1546 м. В некоторые переходы останавливались поесть черники. На маленькой полянке ее очень много, даже ещё осталось. Видели следы изюбрихи (формой «( )» ) и шли по её следам.

23. Подъем в верховьях левого притока р.В. Ирель
24. Озеро, из которого берет начало левый приток р.В. Ирель. N55 10.202 E108 44.851

Тихомир искупался. Но купательного настроения нет, так как целый день красный солнечный круг временами совсем исчезающий. А сверху на палатке, на бадане по дороге, в воздухе виден оседающий пепел. Не понятно сколько времени, весь день — сумерки. Взяли вправо вдоль озера. И поднялись по куруму обходя вершину за озером. Поднялись к следующему озеру и рядом выше опять следующее озеро. Мы прошли между ними. Опять поднялись, достигли высоты 1700 м.

25. Озера в верховьях р. В.Ирель
Снежник
26. Стоянка на озере. N55 10.187 E108 46.628
27. Варим ужин на газу

Прошли немного и спустились к маленькому озеру. На спуске попались несколько снежников.

Время 19.30 ч. Встали на озере. Варили лапшу на газу. Дров нет. До перевала, должно быть, рукой подать.

10 августа. Понедельник.

Рисовая каша с «Кунинской» сгущёнкой. Ночью шёл дождь, но очень мало. И пахло дымом. Просто вся палатка пропахла дымом, но пепла, как вчера, на ней не было, дул сильный ветер.

На озере очень тихо, только пересвистываются две мыши–пищухи. Рис замочили с вечера, чтобы сэкономить газ. Встали в 90 град. солнце показалось и совсем скрылось в дымовом тумане, который то накатывал, то отступал. Вышли в 130 град. поднялись к следующему озеру и сразу искупались, глубина достаточная, чтобы нырять. Похоже, мы уже забрались выше перевала. Солнце стало жёлтым. Обошли озеро слева и перевалив через бугор, спустились мимо следующего озера под перевал.

28. Озеро под перевалом “Шеровы ворота”
29. Вид на перевал «Шеровы ворота»
30. Тур на перевале. Дети ищут перевальную записку. N55 10.540 E108 47.319
31. Вид с перевала «Шеровы ворота» на озеро в верховьях р. Горемыка

Миша доел рисовую кашу. Поднялись на перевал «Шеровы Ворота» в левую по ходу седловину. Тур расположен между седловинами. Сняли записку группы из Екатеринбурга, Омска, Н. Новгорода, из 7 человек (4 девочки и 3 мальчика), которые пришли 6.08.2015 г., с реки Горемыки и ушли на пер. Усть-Илимских туристов.

Начали спуск к озеру за перевалом и далее по куруму вдоль ручья. Поднялся сильный южный ветер и стало проясняться.

32. Вид на перевал «Шеровы ворота» с озера в верховьях р. Горемыка
33. Верховья р. Горемыка. N55 12.177 E108 49.928
34. Верховья р. Горемыка

Иногда подкапывал редкий дождь, но камни оставались сухими. Дошли до зарослей кедрового стланника и берёзки, попытались обойти справа, но безуспешно. Вернулись к реке и продолжили спуск вдоль неё, периодически встречая чей–то след и куски старой тропы. Пересекли большой правый приток реки и не доходя до левого притока около 18.00 ч. встали на стоянке на ночёвку. На ужин варили суп из свежей капусты, картошки и пакетного рассольника.

11 августа. Вторник.

Геркулесовая каша. Вышли в 140 град. Продолжили путь вниз по реке Горемыка. Тропа практически сразу пропала. Наверное, она шла рядом с рекой. На курумнике потерялась, стали искать сверху. Там кедровый стланик. Спустились ближе к реке и стали продираться через плотную береговую заросль из берёзки, ольшаника и стланника. Местами шли по следу туристов, которые прорубали кусты топором. Через ходку встретили идущую выше по склону группу туристов из Москвы. Они двигаются нашим маршрутом, только в обратную сторону. От них мы узнали, что очаг пожара находится на 80 км. южнее села Байкальское. И что в августе из-за пожара сняли волонтёров с Куркулы. Шли всегда правым берегом Горемыки и не доходя до наледи вышли на тропу. По ней прошли всю наледь и, видимо, проскочили поворот на озеро Рыбное.

35. «Наледь» на р. Горемыка. N55 13.405 E108 55.460
36. Стоянка на правом берегу р. Горемыка. N55 13.665 E108 58.198

В конце наледи, где от реки отделился правый рукав, стали уходить от реки, временами выходя на еле заметную тропу, и стали понемногу набирать высоту. Обошли несколько маленьких пересохших болот. В одном месте увидели несколько спиленных деревьев и недостроенный сруб. Шли дальше по бугру. В одном более высоком месте я залез на лиственницу, чтобы посмотреть вокруг. Озера Рыбное не было видно. Решили взять немного правее. Через некоторое время вышли на родник и ручеёк, вблизи которого нашли тропу, которая скорее всего шла с озера вниз к реке. И пошли вниз по тропе. Тропа придерживалась вершины бугра и временами исчезала на завалах, потом вновь появляясь. По ней постепенно снижались к реке, пересекли ручей и двигаясь дальше нашли стоянку высоко над рекой (видимо перед спуском к ручью Рыбному). Солнце уже садилось и мы по-быстрому сготовили ужин (гречка с тушёнкой, и чай со смородиной). Легли спать уже в темноте.

12 августа. Среда.

Встали в 110 град., сварили кашу дружба на сухом молоке. Вышли в 165 град. (11.30 ч.). Пока завтракали вокруг нас бегали друг за другом два бурундука. Спустились по тропе к реке Горемыке. Там тропа потерялась. На карте был обозначен брод выше впадения ручья Рыбного, и мы по дереву перешли на левый берег Горемыки. Здесь искупались и сразу нашли тропу. По тропе двинулись вниз. Быстро дошли до горелого леса, где было много поваленных деревьев с обуглившимися корнями. На завалах периодически теряли и вновь находили тропу. По тропе передвигались достаточно быстро. Прошли зимовье, построенное видимо уже после пожара.

37. Зимовье на левом берегу р.Горемыка. N55 14.201 E108 59.777

Также прошли несколько стоянок на берегу Горемыки. На одной из них встали на ночевку около 18 часов. На ужин готовили макароны «макфа» с тушенкой, луком и грибами (нашли пару подберезовиков по дороге), которые предварительно обжарили в котелке. Получилось очень вкусно. Макароны и тушенка из подарка Владимира. Также пили чай «Каркаде» со смородиновыми листьями и вприкуску с фруктово-ореховой смесью «Витаминка». По приходе на стоянку, Настя нагрела котел воды и помылась.

13 августа. Четверг.

Ночью стало очень холодно. На завтрак картошка «Ролтон» с грибами и наши поездные шпроты. Чай с печеньем, сухофрукты, имбирь. Вышли в 165 град. Перед выходом мы с Тихомиром искупались. Прошли ходку, отдохнули минут 10. Пошли дальше. Еще ходку. В это время тропа пропадает. Мы ее ищем и иногда находим. Местность заболоченная. Горемыка очень виляет то вправо, то влево. Скорее всего тропа обходит все это левее, иногда приближаясь к реке. Встретился медвежий след. Далее тропа приобрела более хоженый лошадьми вид (стал попадаться лошадиный помет). При сильном повороте реки направо тропа разделилась надвое. Затем они сошлись. С этого места шла автомобильная дорога.

Вокруг полно мусора – стеклянные и пластиковые бутылки (там, куда доезжают машины всегда почему-то мусор). По автодороге быстро пошли в сторону села Байкальское. Протопали до вечера километров 10.

38. Автомобильная дорога на левом берегу р. Горемыка
39. Родник у дороги
40. Вышли к Байкалу

Встретили 20 коров, все бело-рыжие. Еще встретили троих косцов, которые грузили сено в грузовик. Свернули в право в сторону пастбищ и через полчаса по коровьим следам вышли к озеру Байкал. На берегу встали на стоянку около впадения южного рукава р. Рель в Байкал. Дул сильный южный ветер. На ужин варили плов.

14 августа. Пятница.

Встали очень поздно. Ночью дул сильный ветер. Холодно. На завтрак гречка с последней тушенкой. Солнце желтое, но все закрыто белой дымкой. Вчера вечером были видны хребты, вершины. А утром видно только ближний берег и гору на юге. Все затянуто, то ли туманом, то ли дымом.

Двинулись в путь в 195 град. Прошли вдоль берега р.Рель вверх до старого моста. Мосты пересекают несколько рукавов реки, местами частично или полностью разрушены.

41. Рассвет на Байкале. N55 20.456 E109 11.623
42. Старый мост через р. Рель. N55 21.006 E109 10.864
43. Р. Рель около села Байкальское. Остатки старого моста.
44. Берег Байкала в селе Байкальское

Самый широкий рукав идет прямо вдоль села. Он был достаточно мелкий и мы перешли его вброд. Мишу Гена перенес на шее.

По селу прошли в магазин. Купили хлеба пару буханок, печенье, пряники, десяток яиц. Спустились на берег Байкала в селе.

По берегу прошли немного на север и поставили палатку прямо на камнях на берегу. Пока мылись и готовили еду, пошел дождик. Мыться было холодно. Сготовили лапшу, пожарили яичницу на топленом масле. Тихомиру не понравилось потому, что получилось очень жирно. Потом пили чай с очень вкусными пряниками.

15 августа. Суббота.

Ночью был дождь. И палатка с тентом стали мокрые. Пришлось складывать все, не досушив. В 9 часов местного времени (московское + 5 часов) сели в микроавтобус до Северобайкальска. В 10 часов были уже в городе. А тут началась нервотрепка. Билетов на поезд до Самары в этот день нет. Ждем до отправления поезда 2 часа. Смотрим билеты – опять нет. А до Красноярска на завтра есть только верхние. И от Красноярска до Самары – хорошие, целое купе. Решили больше не ждать, а то и эти пропадут. Купили билеты на 16 августа на 17.05 часов Москвы. Сразу стало спокойней. Сдали рюкзаки в камеру хранения на вокзале и пошли гулять по городу. Я купила карту Северобайкальска. Город небольшой, очень удобно ходить пешком. Жаль только, что все музеи в выходные дни не работают. Купили рыбу, картошку, помидоры, огурцы, лук. Забрали из камеры хранения рюкзаки, перешли по мосту железную дорогу и через небольшой лесопарк вышли на берег Байкала. А там, как и в селе Байкальское хороший большой пляж. Народу нет. Вставай на ночевку хоть на пляже. Мы отошли немного от пляжа до камушков и встали на них. Сварили на газу картошку, сделали салат из купленных овощей с подсолнечным маслом. Спать легли поздно в темноте.

16 августа. Воскресенье.

Встали очень поздно. Ночью был дождь. Утро пасмурное, но солнышко немного проглядывало сквозь облака и тучи. Палатка и тент стали подсыхать. Я все-таки решила постирать себе куртку, искупалась. Гена и Тихомир тоже искупались. Мишка копал песок. Потом решили съесть все, что было, запивая водой, чтобы дрова не собирать, костер не разжигать, еду не варить. Так как газ уже кончился. Рыба холодного копчения, омуль – вкуснотища. Сухари – наши. Еще печенья с Байкальского с медом, имбирь в сахаре (доедали еще походный). Когда все просохло, собрали скорей рюкзаки. Местное время было уже за 14.00. Попрощались с Байкалом и пошли на вокзал в камеру хранения. Иногда накрапывал дождь. Камера хранения оказалась закрыта на обед. Ждали еще 20 минут. Сходили в вокзальное кафе «Байкальский родник». Взяли борщ горячий, 2 пирожка с яблоками, курочки кусок и 4 стакана чаю. Сдали вещи в камеру и пошли гулять по городу. Музей-выставка товаров народного творчества работает в будни, выходной в воскресенье и понедельник. Музей на улице Космонавтов – выходной суббота, воскресенье. Картинная галерея на ул. Мира – выходной воскресенье. Все обошли пешком. В парке повисели на перекладине, видели двух оленей с красивыми рожками. Под конец решили накупить продуктов в поезд и подарков. Но время уже 18 часов. Местного. Рынок с травой и медом уже был закрыт. Продавалась только рыба. Поезд отходит только в 22.05 местного. Пришлось придумывать еще развлечения. Сходили с покупками к Байкалу, сфотографировались. На улице холодно 16-17 градусов. Купаться не хочется.

Сели в поезд. Едем домой.

45. Наша команда. Берег Байкала в Северобайкальске

Геннадий Казанков

Светлана БогородскаяГеннадий и Анастасия, спасибо большое. Было интересно и немного волнительно читать Ваш рассказ. Как мальчики вспоминают этот поход? И красоты, и хорошие люди, трудные дороги, пожары и простуда — много испытаний и впечатлений было в Вашем семейном походе и Вы всё прошли, с заботой и честью!
25.06.2016, 10:33:04 |
Александр ТарановскийКлассный рассказ.
27.06.2016, 08:58:23 |
НатальяГеннадий и Анастасия. Вы молодцы. У меня всегда вызывает восторг семейный отдых такого типа, когда сыновей с детства учат преодолевать трудности. Мише и Тихомиру — респект!
27.06.2016, 15:48:38 |
Сергей Пономарёв "Оба курят очень много. Выпивают, не знаю сколько, алкоголя"
Геннадий Казанков
Вован и Мишка получат!
Знаю, куда надо "стукануть", для борьбы с зелёным змием
27.06.2016, 23:19:35 |
Дмитрий БольшедворскийЗачитался! Супер. Молодцы! Так держать!
28.06.2016, 00:16:01 |
Павел ЖовтюкСлавно погуляли по интересным местам Байкальского хребта. Хорошая школа для детей. Надеюсь, у них не пропадет охота, после всех испытаний, ходить в походы. Просто и непосредственно написано.

Хочу спросить про баранов. «Ночью были слышны крики филина и снежных баранов, которые пасутся на противоположном берегу высоко в горах. Кричали они нечто среднее между АУ и АИ». Геннадий и Анастасия, Вы сами видели снежных баранов, которые "кричали в ночи", или написали об этом с чьих-то слов?

Еще зацепили два момента:
1) «Видели следы изюбрихи (формой «( )» ) и шли по её следам.»
Такая форма отпечатка копыта больше похожа на след северного оленя, по всей видимости, Вы шли по его следу.
2) «На озере очень тихо, только пересвистываются две мыши–пищухи.» Пищухи скорее зайцы чем мыши, т.к. относятся к отряду Зайцеобразные.

Новых и интересных путешествий вашей команде!
28.06.2016, 15:58:55 |
Ирина ОвчинниковаВосхищаюсь Вашей командой, вашим походом и отчетом. Вы — очень опытные туристы. Кто вас учил, где вы набирались опыта? Я тоже из Самары. Готовлю отчет по похожему маршруту в 1971 г. Разбираюсь, как мы куралесили на выходе к Верхнеирельскому озеру. Большое спасибо за Ваш отчет. Желаю Вам много новых прекрасных походов.
14.09.2016, 23:44:14 |
Геннадий КазанковБольшое спасибо за отзывы. Простите, что поздно отвечаю.
Он там давно обитает, потому — авторитет. А сами мы их не видели, только крики в ночи да следы. Про пищуху, спасибо, интересно. Не думал, что это заяц, а не мышь.

01.02.2017, 14:57:46 |
Ирина Овчинникова

Геннадий Казанков:  Большое спасибо за отзывы. Простите, что поздно отвечаю.Про снежных баранов и следы изюбрихи написал со слов Михаила с Верхнеирельского.Он там давно обитает, потому - авторитет. А сами мы их не видели, только крики в ночи да следы. Про пищуху, спасибо, интересно. Не думал, что это заяц, а не мышь. В походы ходим со студенческих лет. Там же в горах и познакомились с Настей. Как появились дети, берем всегда их с собой. Так что они ходят с рождения. Тихомир сильно подрос. Летом ходили в Ергаки. Он нес 20кг.-рюкзак. Так что мне теперь ходится легче.

С кем ходили в походы в студенческие годы? В вузе была секция? Интересуюсь как землячка.
29.07.2017, 19:27:04 |
Геннадий КазанковВ студенческие годы ходил с друзьями-сокурсниками и со школьными друзьями. Секция была еще в школе. Ходили на Алтай, в Саяны, на Урал, на Кавказ.