Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Да, вы угадали, мы собирались на знаменитую кругобайкалку, на три дня. Все планы изменило одно пустяковое обстоятельство. Настолько пустяковое, что мы им просто пренебрегли при подготовке к походу: мы не смогли вечером купить билеты из Черемхово до Слюдянки на нужный нам поезд. И тогда нам пришлось ехать в сторону Байкала утром следующего дня на электричке. Терять ходовой день. Из трех дней у нас осталось только два, а это так мало! Кругобайкальская железная дорога не терпит суеты – здесь нет смысла наматывать скоростные километры по шпалам!

И у нашего начальника мигом сработала мысль: пойдём на пик Черского – туда же короче. Но и посложнее, конечно. Особливо в нашем летне-пляжном обмундировании…

Уже в электричке Иркутск сортировочный – Слюдянка, по мере приближения к месту назначения всё чаще закрадывалось сомнение: а правы ли мы, что не имеем с собой лыж? От станций Трудный, Медвежий, Глубокая – всё больше и больше снежных шапок на деревьях. Снег чистый, свежий, искрящийся на солнце. Из окна вагона смотреть на него здорово, а хорошим ли спутником он будет нам в горах?

Наш начальник не придает этому значения, делая вид бывалого человека: на что тут глазеть, тыщу раз видали, подумаешь...

Лена только что прочитала книжку об экстремальных ситуациях в зимних походах, начинает поглядывать за окно с опаской и при этом приговаривать: «Снегу что-то многовато. А в горах-то, наверное, ещё больше, да?»

Мы с Яшей молчим. Он, как новичок, сохраняет нейтралитет, я молчу, потому, что деваться всё равно уже некуда. Не возвращаться же домой. Где наша не пропадала. Едем уж...

В Слюдянке плотненько пообедали и рванули вперед. Темп нужно держать, чтобы успеть выполнить намеченное. Восходители, блин!

Доходим до карьера и начинаем радоваться тому, что хотя бы сапоги прихватили в последний момент. Здесь снег набирает глубину и доходит уже до колена и выше. Правда, еще можно встретить кое-где проталинки на открытых полянках – на них-то и раскидывают палатки умные, не в пример нам, туристы. А «чайники» рвутся вперед! Нам море по колено! Подумаешь, снег!

Где-то внутри скребется мысль: «Неплохо бы в зимовьё». Когда подходим к зимовью, выясняется, что оно уже занято. Естественно. Если уж и тропить дальше по снегу, то до самой ГМС, а в противном случае, ночевать на снегу (ни фига хорошего с нашим летним прикидом). Пораскинув мыслишками, решаем: не идти же назад, к тем проталинкам, это уже далеко. До ГМС – тоже ещё далеко, придём только к ночи по такому снегу, а вдруг там занято? (Так и оказалось потом). Да ладно, где наша не пропадала, переночуем на Горелой поляне, на снегу. Впервые, что ли? (Надо было, конечно, учесть, что с нами двое совершенно неподготовленных к таким условиям людей).

На Горелую приходим уже за полчаса до заката солнца. Для чего упирались? Ведь тут и дров нет, а чуть пониже – сколько угодно. Времени в обрез: ведь в горах – как только село солнце, сразу и ночь. Андрей и Яша – бегом за дровами (если только возможно бегать по сугробам из сырого снега глубиной в 1м). Мы с Леной вытаптываем площадку для палатки. Без лыж это крайне неудобно: проваливаемся в ямы по пояс, выкарабкиваемся и опять топчем. Точнее – бороздим траншею. Со стороны гольцов начинает поддувать ветерок, и это не очень приятно, ведь мы промокли насквозь и облеплены тяжёлым липким снегом. Я начинаю срочно, прямо на ветру, переодеваться в сухое, а Лена…. О, Боже! Вот ещё сюрприз! Ей нечего одеть! Она, оказывается, весь свой немалый запас одежды навьючила на себя еще с утра, и вот теперь всё это мокрое, и стремительно покрывается коркой льда...

Бежим скорей разводить костер, чтобы хоть чуть-чуть отогреться. Да где там – этот жалкий костерок из тополёвых хворостинок (дров ещё не принесли) отогревает верхний слой снега и проваливается в глубь, в сугроб. Хоть и разгребали мы для костра площадку, да до самой земли не докопаешься… Надо ещё успеть до темноты срочно поставить палатку...

Ну вот, наконец, затрещали кусты – идут наши дровосеки. Им, видимо, тоже не сладко – сухого места на них нет, ледяной коркой покрылись. За дровами пришлось лезть аж на гору, здесь-то, на поляне, место популярное – все дрова выбраны давно. Яша стучит зубами и шарит голодными глазами по костру. Андрей суматошно командует, ругает за провалившийся костер, за не тем концом развёрнутую палатку. Принимается ее разворачивать по-своему. Ох, где-то я уже это, кажется, видела… Затасканный сценарий всех «чайниковых» походов: когда руководитель сам не знает, что теперь делать, то начинает обвинять всех и вся, и всё за всеми переделывать, когда просто надо выживать как-то…

Ленка, глядя на его истерику, решает, что дела наши совсем плохи, и нос у неё окончательно синеет. К тому же, у неё так стучат зубы, что она не может сказать в свое оправдание и двух слов. Вид у неё такой удручающий, что за неё становится страшно. Отдаём ей свою сухую одежду, а она ещё и сопротивляется: не буду, говорит, переодеваться, потому что мне и так холодно. В палатку тоже не идёт: я, говорит, буду у костра стоять всю ночь, а то я там, в вашей палатке, не проснусь. Ë-мое, начиталась ужастиков!

Ну вот, наконец, сготовлен ужин, а в палатке, оказывается, тепло и не дует. И можно лечь и отдохнуть, тесно прижавшись друг к другу. И не таким жутким уже кажется ночной лес, не таким пронизывающим ветер….

Почему же все тогда дружно отказываются от ужина? Почему не в радость шутки начальника и все предпочитают молчать?

Ленку мы, конечно, согрели. Она спала в серединке и была единственной, кому, ну ни на минутку за всю ночь не было холодно. Вместо своей промокшей шапки она намотала на голову Яшину рубашку.

Утром, вместо того, чтобы встать с восходом солнца (и даже раньше!), мы валяемся до 10 часов. Мы как будто не догадываемся, что чем выше солнце, тем больше мы будем проваливаться в снег, потому что снег будет мокрый и липкий.

Неспешно позавтракав вчерашним не съеденным ужином, собираем штурмовой рюкзак и идём к пику Черского. Восходители, блин! Возле ГМС уровень снега 1м 40 см. А снег мягкий и проваливается... Метеостанция «Хамар-Дабан» и пристроенная рядом банька полнёхоньки туристскими вещами. Сколько же их здесь ночевало? Но на данный момент все ушли к пику.

- Вот и замечательно, что мы так поздно встали, — говорит наш начальник, — зато, пойдём теперь по утоптанной тропе. Конечно, надо же как-то оправдать свой утренний просып...

С плеча пика Черского «летают» в купальниках горнолыжники. Смотрят на нас с лёгким превосходством – ну да, им на лыжах, конечно, уютнее здесь, чем нам пешком. А когда, ближе к обеду, солнце начинает оплавлять верхний слой наста, и мы барахтаемся в снегу как в сметане, мы в их глазах выглядим просто… как бы сказать помягче… Ну, в общем, народ над нами издевательски смеётся! И ещё матерят за испорченную лыжню. Повезло, хоть знакомых никого… Стыдобища и смех. Придурки в снегу по уши барахтаются. Ползком выбираются. Восходители, блин!

На пик мы, естественно, не поднялись. Дошли кое-как только до памятника. Во-первых, без лыж очень тяжело. Во-вторых, уже стало очень тепло – снег как пластилин. Все, кто хотел подняться, уже это сделали рано утром, и теперь возвращаются назад.

В-третьих, мы сегодня же должны вернуться домой, не то Елена не выдержит ещё одной такой ночёвки.

Назад спускаемся по уши в мокром снегу, мокрые, уставшие, злые. На каждый шаг провалимся в ямы и выслушиваем выразительные маты лыжников...

Вернувшись в свой лагерь, обнаруживаем на лице солнечные ожоги. Рожи и губы лоснятся и лопаются от температуры. Глаза слезятся от ряби солнечных бликов. Солнце в горах – не шуточки, надо солнцезащитные очочки-то надевать. Вот и позагорали... Пляжники, блин!

В Слюдянку возвращаемся только в 12 ночи. Измотанные донельзя. На Слюдянском вокзале падаем на лавки, не чуя ног, и засыпаем до поезда. Герои? Чайники...

1-3.05.88 г.


Марина Васильева (Красноштанова)


Константин Суханов"И ещё матерят за испорченную лыжню."
"На каждый шаг провалимся в ямы и выслушиваем выразительные маты лыжников..."
Нет слов...
Но, спасибо за откровенность. Только, почему выводов нет? Главная ошибка — отсутствие лыж. Остальное следствие.
16.02.2012, 08:58:59 |
Юрий КузнецовОтсутствие лыж само по себе следствие первоначального замысла, а далее самоуверенность и не понимание реальности. Наверное, первый раз в мае на Хамар-Дабане. Из электрички при подъезде на серпантине весь район как на ладони. В карты резались, в окна не смотрели?
16.02.2012, 09:07:44 |
Владимир ПрадедовСпасибо Вам, Марина, за рассказ. Я вспомнил свой второй в жизни ПВД, который навсегда поселил во мне "беса бродяжничества", 15 мая далёкого 82 года, неаккуратно, за гранью фола мы, 8 человек (лишь один из которых, он же руководитель, имел настоящий туристический опыт), из них 5 девушек "отдохнули" на Х-Б.

Даже коротко описал это ПВД, но... сбойнул интернет — значит не судьба рассказать об этом сейчас.
16.02.2012, 14:02:38 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо всем за внимание к моим рассказам!
Критикуйте, ругайте, спорьте, но помните — в этих походах мне было чуть больше 20! Кто из Вас избежал ошибок молодости? Тот, кто никуда и никогда не ходил.
Я хочу рассказывать о них, чтобы другие их не повторяли. (Хотя, конечно, утопия, всё равно многие будут повторять... :-)))
16.02.2012, 15:09:41 |
Марина Васильева (Красноштанова)Константин Суханов: Только, почему выводов нет? Главная ошибка — отсутствие лыж.
____________________
А я считаю главной ошибкой — менять в последнюю ночь запланированный маршрут на другой, к которому не было подобрано снаряжение. Было бы правильнее в тот момент идти на кругобайкалку, как и запланировали, просто сократить маршрут до 2 дней. А про выпавший снег мы и не подозревали в Черемхово-то...
Руковод сказал — группа послушно выполнила...
16.02.2012, 15:18:30 |
Александр ОколеловЗамечательная серия рассказов :) прочитал с удовольствием.. много полезного узнал .. особенно про рюкзак и медведь :) С нетерпением ждем продолжения !!! (если можно с фотографиями.)
16.02.2012, 18:48:45 |
Марина Васильева (Красноштанова)Александр, спасибо! Я рада. Когда вернусь в конце марта из Ергак, обязательно ещё выложу. Полно всего накопилось, а публиковать — руки не доходят...
:-)))
16.02.2012, 19:17:12 |
Александр РютинЯ ходил по этой дороге-тропе в это же время в 2010 г. Никаких лыжников не наблюдал, как и лыжни. Были люди, ночевавшие на турбазе у ГМС.
У меня, как не туриста, а фотографа — любителя, других целей как сфотографировать уходящую зиму не было. Дошел только до Горелой поляны.
Фотографии на сайте:

16.02.2012, 19:46:57 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Александр за фото, красивые. В 1988 году было примерно вот так же, и может даже глубже... А лыжники вставали на лыжи где-то от карьера и выше.
А катались — с плеча пика Черского и самые смелые — по серпантину.
16.02.2012, 22:13:56 |
Марина ШангинаСпасибо большое за Ваши рассказы,Марина!Хамар-Дабан действительно не отпускает!В июне 2016 отметили на пике Черского 30-летие свадьбы и влюбились бесповоротно,ждем лета,чтобы снова побывать в этой сказке!Пишите-это надо нам!
08.01.2017, 20:01:32 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Марина! Читайте на здоровье. Обязательно буду ещё публиковать по мере возможности.
08.01.2017, 21:39:14 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную