Туристы КГПИ (Куйбышевского пединститута) и Байкальский хребет.
Посвящается Александру Марашкину. (13.10.1953 – 05.01.2016)

В 1971 г. мы отправились на Байкал в поход по Байкальскому хребту (третья категория сложности). Маршрут посоветовал Зиновий Шивани из Городского клуба туристов: Мыс Котельниковский, р. Куркулаоз. Гитара, пер. Солнечный (запасной вариант – Роза ветров, тогда он назывался Водопадный) – оз. Верхнеирельское, Верхняя Ирель, пер. Горемыка, река Горемыка, Байкальское.

Руководитель – Татьяна Марашкина. Завхоз – Маша Пышко. Участники: Валя Панкратьева, Таня Алямкина, Ира Дьячкова (ныне Овчинникова) - врач, Володя Молчанов, Коля Молчанов, Саша Марашкин.

Перед походом мне позвонил из Подмосковья жених. Он там работал по распределению, отпуска у него ещё не было. Он сказал: либо поженимся этим летом, либо – никогда. Я сказала – значит никогда. Замуж вообще не хотелось, тем более вместо похода.

До Иркутска тогда ехали на поезде четверо суток.

Затем мы проплыли на теплоходе «Комсомолец» от порта «Байкал» вдоль всего Байкала сначала с юга на север, потом обратно. Палатки поставили на палубе. Ночевали на «Комсомольце» по две ночи в каждую сторону.

Красота Байкала незабываема. На фото 3 – высадка с «Комсомольца» в бот. Он доставил нас в пос. Байкальское, из которого нас на баркасах довезли до мыса Котельниковский.

На фото 5 в Байкальском: слева посторонний пижон из Питера, Коля Молчанов, Володя Молчанов, Маша Пышко, Ира Дьячкова, Саша Марашкин.

Долго ждали лодочника, пока плыли – стемнело. Задремали. Проснулись от толчка. Произошло невероятное: наш баркас столкнулся со встречным, мы мысленно простились с жизнью, т.к. были далеко от берега, а в холодной воде у западного берега Байкала далеко не уплывешь. Баркасы долго крутились на месте – пьяные капитаны выясняли все ли в порядке. Обошлось без повреждений. Высадились на мысе Котельниковский. В темноте поставили палатки, и спать. Встали рано, на траве, цветах, паутине сверкает роса, необыкновенная чистота и море альпийских цветов, нашли даже эдельвейсы. Полное отсутствие людей до конца маршрута. Тогда не было на Котельниковском санатория.

Далее наш маршрут пролегал по сплошной ненаселёнке за Байкальский хребет, вдоль него, затем, перевалив обратно через хребет, мы вышли к пос. Байкальское. Почти все время шел холодный дождь, реки поднялись, затопили тропы, приходилось двигаться по склонам, карабкаясь по крупной осыпи и по высокому стланику, подобно обезьянам. Дополнительно к дождю стланик обдавал потоками холодной воды. Бывало, что за целый ходовой день проходили км. 5-6. При этом уходили все дальше от людей. Гнус, комары.

Наши ребята показали себя молодцами, хотя были в большом походе в первый раз, а Саше Марашкину было семнадцать лет, правда в небольшие походы он ходил со своей сестрой уже лет шесть. Володя Молчанов был физматовец, а его младший брат Коля учился в КуАИ (Авиационном институте). В какой-то момент Володя немного дрогнул и сказал: «мы думали вы опытные…». Мы сказали: мы и есть – опытные: спим в сухих палатках, вокруг них полиэтилен, от комаров средства есть, костер под дождем разжигаем, еда – есть, маршрут пройдем. Конечно, без ребят не знаю, что получилось бы, но без них турклуб и не выпустил бы. Они все у нас были работящие: с помощью пилы и топора заготавливали дрова, обустраивали лагерь, иногда приходилось для переправ валить деревья, навешивать перила.

По Куркуле до оз. Гитара шли пять дней, очень напряженно из-за погодных условий. Первые два дня шли по тропе, которая переходила с одного берега на другой. Глубокие броды, переправы по бревнам. Вода поднималась, когда тропу совсем залило, шли верхом по крупной осыпи и стланику тяжело и медленно. В третий день на Куркуле по недосмотру дежурных сгорела моя штормовка. Саша Марашкин дал мне свою парадно – выходную курточку, в которой я и прошла большую часть похода.

Дождь сделал передышку на озере Гитара, когда мы поднимались к водопаду «Большой каскад», под пик Птица с целью разведки перевала Солнечный. Удалось полюбоваться грозной красотой Байкальского хребта, прекрасными озерами и водопадами. Вскоре горы затянуло тучами, решили вернуться к перевалу «Роза ветров» (тогда Водопадный). Молчановы нашли тропу к нему, пока остальные ходили под Солнечный.

Пройдя пер. Роза ветров (не очень легкий), два дня потеряли, двигаясь по тропе мимо озера Верхнеирельское. Следуя тропе, переправились через ручьи Прямой и Длинный, вышли к Верхней Ирели ниже озера. Помню старую надпись в избе геологов: «Все ушли к мамам». После разведки пришлось вернуться через свою переправу и идти напрямик через гарь к озеру.

Прошли озеро. Стали двигаться вверх по Верхней Ирели. На Верхней Ирели немного промахнулись с перевалом: вместо пер. Горемыка вышли через пер. Медвежий на р. Поперечную, потом мимо озера Круглое вышли на Горемыку. Это слегка удлинило маршрут, задержало также движение по стланику на Куркуле. В итоге дня на 4-5 были в тайге дольше, чем намечалось, но в контрольный срок уложились. Было немного голодно, хотя выручали грибы. Выдавали по несколько небольших сухариков и кусочков сахара. Все съедали их сразу, а Сашка Марашкин растягивал удовольствие на несколько привалов, что немного злило остальных, как ни стыдно было злиться на ребенка. Саша был не жадный, а запасливый. На Медвежьем перевале пошёл снег. Зато в последние два дня маршрута погода установилась прекрасная. К Байкальскому шли по дороге среди светлого березового леса. Вдоль дороги, как в сказке, стояли картинные подосиновики в оранжевых бархатных шапках. Местные жители грибов не едят.

Из Байкальского сразу дали телеграммы о завершении маршрута Контрольно-спасательной службе и родителям.

Помню, мылись в бане у жителей Байкальского. У них был большой, высокий и очень чистый дом над Ирелью, а также много детей. В сезон хозяин промышлял охотой. Баня тоже была большая, высокая и чистая: выскобленное дерево, беленая печка. Предбанник, моечная, парная. Казалось – не жизнь, а рай. Но на следующий год наши ребята, которые пошли по тому же маршруту, узнали, что хозяин дома покончил с собой.

Подробности похода я вспомнила благодаря этому сайту и выпискам, сделанным руководителем похода, Татьяной Марашкиной, из дневника, который она вела в походе и сохранила. Эти выписки привожу ниже.

Многие названия в дневнике не совпадают с современными.

Саша Марашкин впоследствии много лет руководил секцией, Коля к туризму как–то не прикипел душою, Володя какое-то время ходил в походы, Валя Панкратьева была тогда президентом секции, но рано ушла из туризма во взрослую жизнь. С Машей Пышко и Таней Алямкиной мы были ещё в двух походах: на Баргузинском хребте и оз. Фролиха, и в Саянах в районе пика Поднебесный. Эти маршруты тоже посоветовал Зиновий Шивани. Вот ссылка на поход 1970 г. с его участием. http://slazav.mccme.ru/1972.htm. Спасибо Славе Завьялову за публикацию этого отчета! Владимир Юдин, участник этого похода, многолетний председатель маршрутной комиссии, возрождает турклуб Жигули в Самаре. Тункинские Альпы он знает наизусть: был здесь и зимой, и летом, и пешком, и по воде. Руководил походом Борис Скиба. Ему в этом году исполнилось бы 80 лет.

Этот поход в 1970 г. занял первое во всесоюзном конкурсе.

Наш поход на Байкальский хребет был самым суровым из моих трех последних походов. Жуткий стланик, гнус, комары. На Баргузинском хребте и стланик мельче, и комаров меньше. В районе пика Поднебесного тайга чистая, комаров почти нет, но туда только самолетом можно долететь (до Верхней Гутары).

Сейчас, судя по описаниям, на оз. «Гитара» негде палатку поставить: любимое место народного отдыха, ставшее довольно доступным благодаря БАМ и Северобайкальску. (Только не для иркутян). Вдоль Куркулы - парковая тропинка с мостиками. Конечно, и сейчас всё зависит от погоды. Да и гнуса никто не отменял. Жаль, нет великолепного и дешёвого круиза на «Комсомольце».

На Байкальский хребет группы из нашей секции ходили также в 1972, 1976, 1977, 1980 г.г.

В 1972 г. была прекрасная погода и тот же маршрут через Байкальский хребет группа под руководством Луизы Эгипти прошла намного легче.

В 1976 Саша Марашкин водил группу в этот район в двойку. Они оставили лабаз с продуктами на Куркуле в устье ручья Пешеходный (тогда Илагир), сделали радиалку на оз. Гитара, на перевал Солнечный, вернулись и ушли по ручью Пешеходный, через перевал Пешеходный мимо оз. Рыбное на р. Горемыка.

В 1977 г. под руководством Татьяны Марашкиной прошли по Куркуле, через перевал Солнечный, мимо оз. Верхнеирельское, через пер. Медвежий, оз. Круглое, оз. Рыбное, р. Горемыка, Байкальское.

Этот поход и «Комсомолец» вспоминает Николай Николаев, ныне директор школы, а тогда студент.

http://www.vsp.ru/social/2013/01/14/528372 «Комсомолец»

https://vk.com/id90661003 Николаев.

А в 1980 г. под руководством Александра Марашкина Олег Мкртчян и Вячеслав Ураев прошли по Куркуле, через пер. Солнечный до р. Верхняя Ирель и сплавились по Верхней Ирели и р. Улькан до пос. Улькан, откуда уехали на поезде. См. схему 24.

Сплавлялись на катамаране, раму сделали из дерева, дома сшили гондолы, которые наполняли надутыми волейбольными камерами и воздушными шариками. Их взяли очень много и по мере надобности меняли. Несли только гондолы, камеры и шарики.

Речка труднопроходимая: завалы, камни. Катамаран сидел низко, так что пассажиры сидели в воде, часто шел дождь. Людей на всем маршруте не встречали. Только близко к концу маршрута вышли к дому смотрителя на р. Улькан, который несказанно удивился, узнав, что они пришли с Байкала. Их катамаран он оставил себе на память, а им дал моторную лодку, на которой они доплыли до пос. Улькан и сдали лодку в лесничество.

Про сплав по Верхней Ирели мне рассказал Олег Мкртчян. Он сказал, что это путешествие – лучшее, что было у него в жизни. А жизнь у него хорошая.

С середины 80-х, до 96 г. Александр Марашкин, возглавив секцию, водил группы в разные районы и летом, и зимой, и весной. Воспоминания о походе под его руководством в район Шумака в 1988 г. в моем предыдущем отчете.

Несколько поколений самарских туристов любят и помнят Сашу Марашкина. Я знала его еще 13–летним и ходила с ним в 1971 г. в его первый большой поход, после которого он полюбил Байкальский хребет.

Время показа (сек): 8

Ирина Овчинникова

Владимир Иванович Бормотовхорошо
24.10.2016, 01:50:02 |

Владимир Иванович Бормотов: хорошо

Спасибо. Наконец, встретила тебя здесь.
27.10.2016, 02:46:33 |
Владимир Иванович БормотовПошёл по твоему пути: Посмотрел на твой отчёт, увидел, что сайт "Природа Байкала" сильно ушёл вперёд и даёт инструменты, которых нет в Одноклассниках (текст+фото). Жаль, что пока нельзя размещать видео... Попробовал свои силы и разместил свой отчёт и очерк. Может, ещё чего успею родить
27.10.2016, 18:00:26 |
Ирина Овчинникова

Владимир Иванович Бормотов:  Пошёл по твоему пути: Посмотрел на твой отчёт, увидел, что сайт "Природа Байкала" сильно ушёл вперёд и даёт инструменты, которых нет в Одноклассниках (текст+фото). Жаль, что пока нельзя размещать видео... Попробовал свои силы и разместил свой отчёт и очерк. Может, ещё чего успею родить

Возможно, и видео можно размешать. Вообще, подобных ресурсов не видела. это — связная информация, база знаний, пополняемая посетителями — авторами. Восхишаюсь автором этого творения, Вячеславом Петухиным. Кстати, спасибо ему за то, что он мой последний отчет довел до ума. Меня сайт засосал ещё в 2012 г. Интересный ресурс у Славы Завьялова, См. ссылку на поход 1970 г. в моём последнем отчете. Но там нет связующей схемы, мне кажется. Тебя сюда отправляла и я, и Андрей, переписку с которым ты мне пересылал.
28.10.2016, 20:04:25 |
Владимир Иванович БормотовМне он тоже помог собрать первый отчёт — спасибо. Видео, по-моему, пока нельзя
28.10.2016, 22:27:14 |
Вячеслав ПетухинВидео прямо на сайте размещать нельзя. И большой необходимости в этом нет, так как можно разместить в yuotube, и оно будет и на сайте показываться. Как везде в разделе форума "Фильмы".
28.10.2016, 23:05:19 |
Владимир Иванович БормотовПонял — спасибо
28.10.2016, 23:56:49 |
Ирина ОвчинниковаНедавно узнала от нашей туристки, Зинаиды Машировой забавную подробность про запасливость Саши Марашкина и его любовь в Байкальскому хребту:
после сложного из-за погодных условий похода 1971 г. в 1972 группа наших туристов отправилась на Баргузинский хребет, а Саша Марашкин с группой под руководством Луизы Эгипти — по тому же маршруту на Байкальский хребет. Погода была замечательная. (Мы кайфовали на Баргузинском хребте и озере Фролиха.) А Саша, учитывая опыт 1971 г., взял на случай дождей десяток рубашек. Не было ни одного дождя,но Саша каждый день одевал свежую рубашку. Потом он их постирал и развесил сушиться. И тут пошел единственный дождь!
12.08.2017, 19:02:05 |

? Куча иркутян там побывала. Ваш покорный слуга в т.ч. Сейчас для некоторых иркутян даже Эверест доступен;) Вот где, однако, наших до сих пор не было, так это на Победе (которая в Якутии).
Спасибо за рассказ!
13.08.2017, 01:12:29 |
Александр Тарановский"Замуж вообще не хотелось, тем более вместо похода."

Настоящий турист!!!!!
13.08.2017, 08:32:44 |
Владимир Иванович БормотовРад за несостоявшегося Жениха!