Природа Байкала | перевал Каракабак

Соединяет долины рек:
Каракабак, Шавла.

Время прохождения от границы до границы леса: 12 - 14 часов

Специальное снаряжение: верёвка, обвязки, жумары, спусковины, 3-5 скальных крючьев, молоток (в случае подъёма по определяющей стороне с Каракабака), расходная петля. Для движения по леднику – кошки

Сложность перевала 2Б соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов высокогорья ФСТР.

От Нижнешавлинского озера по левому, затем правому берегу его правого притока уходим вверх по тропе, ведущей на Нижнешавлинский перевал. Лесом круто поднимаемся до озера Треугольник, проходим склон горы Пирамида и слева по ходу видим высокий вал, закрывающий вход в боковую долину. Проходим вдоль него по тропе почти до конца, где он примыкает к правому борту долины, ведущей к Нижнешавлинскому перевалу.

Поднимаемся на вал крупной осыпью и попадаем в долину перевала Каракабак 2Б. Здесь морены, холмы и бугры, покрытые курумом. Воды нет. Двигаясь дальше вдоль левого борта, видим зелёную площадку и небольшое озеро – наверняка единственно пригодное для стоянки место в долине.

Перевал за поворотом не виден. Подход по крупным и мелким камням и моренам, которыми захламлён рельеф. После поворота долины по ходу направо открывается вид на перевал. Широкая осыпная юбка уходит в сужающийся кулуар, упирающийся в скалы. Верхняя часть кулуара не просматривается, но между скалами есть проход.

К началу кулуара ведёт разнокалиберная осыпь 200 м 30 градусов. Для подъёма возможно выбрать крупнообломочные участки. В кулуаре ещё 200-250 м среднекрупной неустойчивой осыпи до 40 градусов. Перед седлом скалы и пробка, облазятся по ходу справа по полке, есть участки 50-55 градусов. Кулуар умеренно камнеопасен.

Седловина узкая, скальная, тур по ходу слева. Здесь тесно; с трудом могут разместиться три человека с рюкзаками. Есть петля, закреплённая на скальном выступе.

В сторону ледника Каракабак седловина обрывается узким отвесным или даже отрицательным скальным кулуаром 5 м; далее он расширяется, уходит левее, выполаживается до 65-60 градусов 40 м и приводит на осыпную наклонную полку 1,5х4 м. Полка видна с седловины и безопасна – камни туда не долетают. Здесь станция.

С полки кулуар продолжается скальным сужением 5м, затем вновь расширяется, сохраняя крутизну 60 градусов и упирается в наклонную площадку с большим камнем, поворачивая перед ней направо в скалы. Лучше сразу уйти на эту площадку, но до неё 50-60 м. Однако ещё до площадки на левом борту кулуара есть место для станции, где прижавшись к скалам, можно спрятаться от камней. За площадкой уже видна широкая осыпь, выводящая на ледник.

Если от площадки с камнем продолжить линию спускового кулуара, то за перегибом уже можно пешком уйти на осыпь (30-50 м, 40 градусов) и не дюльферять в повернувший направо в скалы кулуар.

По кулуару до ледника 250 м крупнообломочной осыпи 35-30 градусов. Ледник спокойный, ровный, трещин мало. Уклон 10-15 градусов. Ниже ледника левым берегом начинается тропа.

Со стороны ледника Каракабак перевал определяется плохо. Широкий осыпной кулуар хорошо виден, но поворот из него в правый приводящий к седловине кулуар найти непросто. И саму седловину снизу тоже не видно.

Описание составлено Константином Сухановым

Висячая долина перевала Каракабак со стороны Шавлы. Единственное место, пригодное для комфортной ночёвки