Природа Байкала | автор <span style="border:solid 1px black">Илья Батраков</span> | Комментарии

автор Илья Батраков | Комментарии
Страница 1 из 2: 1 2Следующая
У этого мостика своя история. Построили его в 40-е годы. У тофов из Верхней Гутары были избы на десятки километров вниз по Казыру и вверх по его основным притокам. Поэтому мост и был нужен. На снимках 60-х годов он выглядит очень капитальным и широким - лошадь шла спокойно с грузом. Я впервые оказался на Чертовом мосту в 83-м, тогда мостик интенсивно подгнивал, но еще обновлялся. А в нынешнем столетии он совсем было развалился. К 2000-м годам многие охотничьи участки и избушки в тех местах оказались заброшенными, тропы подзаросли, и мост постигла незавидная участь. Редким группам туристов приходилось навешивать перила через каньон или обходить его (что далеко и трудоемко). В 2008-м, незадолго до нашего там появления, два местных охотника Чертов мост возродили - перекинули скрепленные бревна, о чем оставили запись в дневнике в их новой избе, что находится за Верхним каньоном Казыра (в паре километров ниже этого места). Так что туристы вновь на это сооружение могут рассчитывать! А до Верхней Гутары отсюда не шибко далеко - километров 70-75 (4-5 дней хода).
Да, с Чертового моста. До воды 16 метров. Жутковато там малость...
В районе Орлика снег может выпасть и лечь на пару дней даже в первой декаде июня. Но такое случается не каждый год. Дорога к Орлику вот здесь более-менее неплохо описана: http://www.automarket.su/old/artic05/19trav.shtml http://www.automarket.su/old/artic00/10272sup.shtml
Про третий вулкан в Долине я знаю - первый раз был там в 90-х. Сейчас о третьем вулкане немного говорили здесь: http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=2538#comms А про горнитосы самому интересно узнать подробнее. Насколько я понимаю, они образовались в тех местах, где происходили взрывы газов и их выход на поверхность уже остывающего лавового потока. Вместе с газами выбрасывалась и лава в виде небольших комочков, которые, застывая и уплотняясь, образовали сильнопористую и легкую вулканическую породу – шлаковый туф. Из него эти конусы и состоят. То есть горнитосы в Долине вулканов - скорее, вторичные образования, а не зарождавшийся новый вулкан.
Конусы состоят из легких и мелких пористых фрагментов черного или красно-бурого цвета. В литературе пишут, что это горнитосы (шлаковые конусы) с диаметром основания около 30 метров и высотой до 8 метров. На вопрос о природе их образования, насколько я понимаю, есть разные взгляды. Одна из версий - это результат вздутия, произведенного парами и газами, которые вырывались из полузастывшего и покрытого массами туфа лавового потока. В Долине таких конусов несколько. В основном они расположены северо-западнее вулкана Перетолчина.
Там интереснейшая гамма цветов благодаря сочетанию незаросших пород с мхами и травой - красно-бурый, темно-коричневый, зеленый, белый, черный... Кратеры выглядят разноцветными. Красно-бурые тона преобладают на Кропоткина, но есть и в кратере вулкана Перетолчина, и в Двойном. Шлаковые конусы, что рядом с Перетолчина, в основном темно-красные. А вот склон долины рядом с Перетолчина состоит из черного туфа.
В путеводителях 60-х годов этот объект рядом с вулканом Кропоткина назван вулкан Двойной (с большой буквы). Он самый древний в Долине и наиболее разрушенный. Состоит из шлака. На склоне вулкана растут лиственницы, а рядом - небольшой водоем, так что у подножия можно ставить лагерь. Рядом с Двойным есть миниатюрные пещерки-гроты.
В этом году трудно набиралась - мы ж на месяц (с дорогой), в пеше-водный поход, что не очень популярно, да к тому же с вертолетной заброской, что было недешево... Возможно, что летом 2010 года у меня не будет отпуска. Поэтому походных планов пока не строю. Тем не менее, если подобные путешествия вам интересны, предлагаю списаться по почте.
Да, все корректно отображается, спасибо!
Значки в Safari теперь отображаются абсолютно точно по месту, спасибо!!! Но произошли радикальные изменения вида страничек, на которых размещаются отдельные фотографии (верхнее меню изменилось и потеряло активность, левое вертикальное исчезло совсем, по центру под фото и справа, с кнопками, тоже нелады). Сейчас сделаю снимок экрана, пришлю почтой.
У меня стоит Apple Safari. Под этим браузером ошибок в работе сайта немало. Метки на фотографиях смещены вниз. Но в опции Править фото встают на свои места. Хуже, что при загрузке фото нередко появляется надпись - не тот, мол, тип материала, и некоторые усилия по заполнению полей приходится повторить разок-другой-третий. После редактирования загруженной фотографии тоже нередко выводится сообщение о недостаточности прав доступа... Впрочем, я помню, под какой браузер сайт полностью протестирован.
У группы было желание как-нибудь и по суше в тех краях побродить, и Ию еще раз пройти. Лет через несколько. Так что варианты могут вновь обрести смысл. Однажды...
Да, я его и имел в виду в числе прочих. Путь попроще, по тропам, - из Дэдэ-Ишхэ (или Додо-Ишхэ) перевалить в Мунгэн-Гол (в Додо-Мунгэн-Гол, соответственно), оттуда перевалить в Тэргэтэй, а затем через Хурэгтын-Дабан в Холбу. Явно посложнее будет перевал из Додо-Ишхэ сразу в Тэргэтэй (из-за спуска). Там и намечалось пройти, сидя над картами перед походом. А из истока реки Тэргэтэй было намерение перевалить в Холбу западнее одноименной горы. Это самый короткий, сложный и красивый вариант. Если б им прошли, да с парой вершин, тогда бы пешка была на 5 баллов.
Маршрут в пройденном виде, по-моему, более-менее логичен и хорош. Надо бы к этой нитке добавить пару вершин (их выбор довольно широк) и от Додо-Ишхэ, дабы не идти второй раз по уже пройденному участку, перевалить в бассейн Хойто-Оки, а оттуда - в правый приток Холбы. Либо известными перевалами, по тропам, либо новыми. Я планировал пройти еще 2 новых перевала в завершающей части пешего кольца, но не все намеченное осуществилось из-за потерь времени в начале пути.
В таком варианте, на мой взгляд, 2 минуса. Первый состоит в том, что наиболее трудный перевал из Додо-Ишхэ в Дэдэ-Ишхэ надо было бы идти с максимальным грузом. А мы с тяжелыми рюкзаками шли к вулканам по простым и низким перевалам и по хорошим тропам, а от вулканов, уже с легкими рюкзаками, вернулись через перевалы повыше. Второй минус - на карте не показано тропы по долине Хиаи. Что такое саянская тайга без тропы я хорошо знаю. Можно попасть на такие буреломы или заросли кустарников, по которым скорость движения составляет лишь сотни метров в час. Информации о характере пути по долине Хиаи мне найти не удалось, поэтому я довольно быстро отказался от вроде бы логичного движения вдоль Хиаи.
Рядом с Кропоткина, у склона долины, есть еще более древний объект, который иногда называют вулкан Двойной. Его конус и два слабо выраженных кратера сильно разрушены и имеют редкую растительность.
Ия - река 4 к.сл. Сплав по ней - полноценная и самостоятельная часть похода. Лично я, отвечая за линию движения во время сплава, безопасность команды и судно, первые три дня уставал больше, чем на пешке. Река отличается мощными шиверами с обилием камней, да и завалы в верхнем течении держали в тонусе. Хотя в иные дни сплав действительно воспринимался как отдых после пешей части. Несколько фотографий с Ии в конце фотоотчета есть. На сплав не хватило запасов аккумуляторов. Почти все потратили в горах. Но мы снимали прямо на ходу на видео через аквабокс.
Это предложение рассказ-повесть написать? Долгое это дело, лично я пока не готов. Итог вкратце - все живы, здоровы и вроде как довольны. Это самое главное. Много чего повидали, самое красивое сфотографировали, трудности пути не описывали, потому что они типичны для любого продолжительного похода по горно-таежным районам Сибири: почти всегда сырые ботинки, заросли березки, тянущий плечи рюкзачок, погода не всегда по заказу... Цель... Реку прошли на 4 с плюсом, то есть без переворотов, без заплат, хотя на Ие очень много камней и завалов в верхнем течении. Убедился, что рафт - достаточно маневренное и надежное судно. Ия - нелюдная, нескучная, рыбная и по-своему красивая река. На суше планировалось другое завершение - от Додо-Ишхэ до Холбы я хотел не повторять уже пройденный путь, пройти новыми перевалами. Дождливый июль выдался, а в непогоду идти по красивым местам - вроде как чего-то недоувидеть. Пару дней просидели в сплошной дождь в палатках, не так быстро шли, как хотелось, вот и не хватило 2-3 дней на обзорную вершину или новые перевалы. Конечно, и план, и нитка маршрута корректировались по погодным условиям. Самый сложный и опасный участок - первые 70 м спуска с перевала Проходного в Додо-Ишхэ. Самые интересные участки на фото. Я бы выделил верховья Холбы в плане очертаний гор и возможностей для освоения туристами (там немало неописанного и вероятно непройденного), лавовые поля по необычности рельефов, почти все озера (вид сверху на Хара-Нур - это что-то!) и каньоны Урда-Шана с притоками. Ну и Холба с Ией - нескучные речки. Неожиданные ситуации всегда случаются. Например, медведь с 20 метров. Увы или к счастью, немногие из косолапых соглашаются попозировать, пока вынимается камера. Или гроза с дождем такой силы, что пробивает тент палатки, и внутрь мелкими каплями буквально вдавливается этот низвергающийся с небес поток. Мощнейшие ночные и утренние грозы лета 2009 г. оставили очень яркие воспоминания. Смешные ситуации... Да там обхохочешься на каждом шагу! Главное - рот прикрывать, чтоб насекомые не залетели. А если серьезно, то с каждым новым походом я привязываюсь к природе тех мест все сильнее... Разнообразная, суровая и невыразимо словами красивая!
Есть видео, снятое с рафта в порогах и шиверах через аквабокс. Только пока не смонтированное...
В путеводителе по Туве 1967 г. выпуска на схеме обозначено аж 15 (!) потухших вулканов (кроме тех, что в Долине) в междуречье Бий-Хема и Соруга, западнее пика Топографов. Они образуют фактически цепочку вдоль водораздельного хребта от Долины вулканов к юго-западу. Но в путеводителе текстовой информации практически нет! Может быть кто-то читал нечто научное по исследованиям вулканической и тектонической деятельности именно в районе границы Тувы и Бурятии? Доступной информации, по-моему, очень мало!